Автор, методист, преподаватель и… педдизайнер?

В традиционной системе обучения есть три основных специалиста: автор, методист и преподаватель. Давайте разберёмся, кто есть кто.

  1. Автор отвечает за информационное наполнение тем. Он описывает теоретические данные и их практическое применение.
  2. Методист придумывает систему изучения того, что написал автор. Он дополняет авторские материалы практическими заданиями, строит схемы изучения курса.

  3. Преподаватель использует контент автора и систему методиста, чтобы учить. Он – лицо этой троицы.

Иногда педагог настолько силён, что совмещает в себе две, а иногда и все три профессии. Пример тому – именитые профессора, которые сами пишут учебные материалы, разрабатывают программу обучения студентов и преподают.

Речь идёт о преподавателях, которыми в первую очередь движет желание развить профессиональные навыки, а не пополнить кошелёк. Иначе совмещение ролей негативно отражается на качестве обучения.

Педагогический дизайнер сюда пока не вписывается. В традиционном образовании ему места нет.

Зачем переводить обучение в онлайн

Потребность в формировании качественных знаний постоянно растёт, традиционные инструменты устаревают: они подходят для относительно простых, линейных методов подготовки.

Оффлайн-обучению сложно перестраиваться: технический прогресс, глобализация и пандемия вносят свои коррективы. В таких условиях e-learning – электронное обучение – завоёвывает популярность.

Даже консервативным преподавателям приходится изучать инструменты онлайн-образования. Делают они это с неохотой или даже поручают студентам самим настраивать дистанционные системы обучения. В этом плане корпоративный сектор ушёл далеко вперёд академического.

Электронное обучение в корпоративном мире

Академическая сфера только начала отходить от традиционных инструментов преподавания и переходить в онлайн-формат (по крайней мере в нашей стране). А вот корпоративный сектор гораздо быстрее оценил преимущества электронного обучения.

E-learning существует в разных форматах: электронные курсы, видеоуроки, онлайн-конференции, тренажёры и симуляторы. Согласно исследованию первое место в топ-3 е-learning-решений принадлежит электронным курсам. О них и поговорим.

В корпоративном мире ценится эффективность. Работодатель предпочтёт организовать для сотрудников курс, который решает задачи бизнеса: адаптация новых сотрудников, инструктаж правил безопасности, повышение квалификации и не только. Сотрудники проходят курсы практически без отрыва от работы.

Электронные курсы интереснее лекций: они стильные, содержат интерактивные задания. В курсах есть персонажи, с которыми пользователь себя ассоциирует. Курс может рассказывать историю, иногда даже фантастическую: путешествие во времени, внеземная цивилизация, супергерои, – тут уж на что хватит фантазии клиента и команды разработки. Так пользователи охотнее включаются в обучение и лучше воспринимают материал. При условии, что курс качественный – здесь всё зависит от компании-разработчика.

Электронный курс всегда доступен: менеджер по персоналу в любое время назначает его новым работникам. Создание электронного курса – большая экономия средств на очном обучении и тренингах: аренда помещения, перелёты, проживание, суточные, сама оплата множества коучей и другая головная боль организаторов.

Новая роль в обучении: кто такой педагогический дизайнер

Создаётся курс для корпоративного сектора или академического – неважно. Привычные роли автора, методиста и преподавателя не работают в электронном обучении.

Преподавание в онлайн-среде требует от специалиста иных компетенций. И не каждый готов переучиваться. Вот здесь на арену и выходит педдизайнер.

Педагогический дизайн – относительно новое понятие в современной системе образования. Потребность в специалистах такого плана растёт вместе с потребностью в дистанционном обучении. Давайте поговорим о том, чем же занимается такой специалист.

Что делает педдизайнер:

  • Общается с клиентами: выявляет потребности, цели и пожелания для создания электронного курса.

  • Подбирает концепцию и формат курса, формирует цели и задачи.

  • Получает материалы у эксперта, структурирует, выстраивает методику.

  • Перерабатывает информацию и пишет сценарий электронного курса.

  • Разрабатывает проверочные задания (и не только в виде тестов) и обратную связь для обучающихся.

  • Ставит задачи дизайнеру и иллюстратору. По необходимости ищет дополнительные источники мультимедиа или привлекает новых специалистов (например, для добавления озвучки в курс).

  • Ставит задачи техническим специалистам: разработчику и тестировщику.

  • Проверяет собранный курс на предмет соответствия целям обучения.

  • Анализирует обратную связь от пользователей после прохождения курса.

Педдизайнер – это по сути методист электронного обучения. Однако слушать лекцию, читать статью это не то же самое что проходить электронный курс. Здесь нужно по-другому взаимодействовать с пользователем. В отличие от обычного методиста педдизайнер гораздо глубже погружается в материал и перерабатывает его в соответствии с принципами педагогического дизайна.

При этом педдизайнер частично выполняет функции автора и преподавателя, необходимость в которых практически отпадает. В электронном обучении их часто привлекают в роли экспертов курса. Они готовят материалы, которые потом будет дорабатывать педагогический дизайнер. Эксперты могут дать текстовые документы, записать видео с объяснениями, посоветовать дополнительные источники информации.

Конфликт традиционного обучения и электронного образования продолжается давно и вряд ли скоро закончится. E-learning доказало, что этот формат эффективный и выгодный. Выбор инструментов, методов и специалистов – за вами.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Подписаться
Вы подписаны
Теперь вы будете в курсе новых публикаций в блоге Лабмедиа!