Автор, методист, преподаватель и… педдизайнер?
В традиционной системе обучения есть три основных специалиста: автор, методист и преподаватель. Давайте разберёмся, кто есть кто.
- Автор отвечает за информационное наполнение тем. Он описывает теоретические данные и их практическое применение.
-
Методист придумывает систему изучения того, что написал автор. Он дополняет авторские материалы практическими заданиями, строит схемы изучения курса.
-
Преподаватель использует контент автора и систему методиста, чтобы учить. Он – лицо этой троицы.
Иногда педагог настолько силён, что совмещает в себе две, а иногда и все три профессии. Пример тому – именитые профессора, которые сами пишут учебные материалы, разрабатывают программу обучения студентов и преподают.
Речь идёт о преподавателях, которыми в первую очередь движет желание развить профессиональные навыки, а не пополнить кошелёк. Иначе совмещение ролей негативно отражается на качестве обучения.
Педагогический дизайнер сюда пока не вписывается. В традиционном образовании ему места нет.
Зачем переводить обучение в онлайн
Потребность в формировании качественных знаний постоянно растёт, традиционные инструменты устаревают: они подходят для относительно простых, линейных методов подготовки.
Оффлайн-обучению сложно перестраиваться: технический прогресс, глобализация и пандемия вносят свои коррективы. В таких условиях e-learning – электронное обучение – завоёвывает популярность.
Даже консервативным преподавателям приходится изучать инструменты онлайн-образования. Делают они это с неохотой или даже поручают студентам самим настраивать дистанционные системы обучения. В этом плане корпоративный сектор ушёл далеко вперёд академического.
Электронное обучение в корпоративном мире
Академическая сфера только начала отходить от традиционных инструментов преподавания и переходить в онлайн-формат (по крайней мере в нашей стране). А вот корпоративный сектор гораздо быстрее оценил преимущества электронного обучения.
E-learning существует в разных форматах: электронные курсы, видеоуроки, онлайн-конференции, тренажёры и симуляторы. Согласно исследованию первое место в топ-3 е-learning-решений принадлежит электронным курсам. О них и поговорим.
В корпоративном мире ценится эффективность. Работодатель предпочтёт организовать для сотрудников курс, который решает задачи бизнеса: адаптация новых сотрудников, инструктаж правил безопасности, повышение квалификации и не только. Сотрудники проходят курсы практически без отрыва от работы.
Электронные курсы интереснее лекций: они стильные, содержат интерактивные задания. В курсах есть персонажи, с которыми пользователь себя ассоциирует. Курс может рассказывать историю, иногда даже фантастическую: путешествие во времени, внеземная цивилизация, супергерои, – тут уж на что хватит фантазии клиента и команды разработки. Так пользователи охотнее включаются в обучение и лучше воспринимают материал. При условии, что курс качественный – здесь всё зависит от компании-разработчика.
Электронный курс всегда доступен: менеджер по персоналу в любое время назначает его новым работникам. Создание электронного курса – большая экономия средств на очном обучении и тренингах: аренда помещения, перелёты, проживание, суточные, сама оплата множества коучей и другая головная боль организаторов.
Новая роль в обучении: кто такой педагогический дизайнер
Создаётся курс для корпоративного сектора или академического – неважно. Привычные роли автора, методиста и преподавателя не работают в электронном обучении.
Преподавание в онлайн-среде требует от специалиста иных компетенций. И не каждый готов переучиваться. Вот здесь на арену и выходит педдизайнер.
Педагогический дизайн – относительно новое понятие в современной системе образования. Потребность в специалистах такого плана растёт вместе с потребностью в дистанционном обучении. Давайте поговорим о том, чем же занимается такой специалист.
Что делает педдизайнер:
-
Общается с клиентами: выявляет потребности, цели и пожелания для создания электронного курса.
-
Подбирает концепцию и формат курса, формирует цели и задачи.
-
Получает материалы у эксперта, структурирует, выстраивает методику.
-
Перерабатывает информацию и пишет сценарий электронного курса.
-
Разрабатывает проверочные задания (и не только в виде тестов) и обратную связь для обучающихся.
-
Ставит задачи дизайнеру и иллюстратору. По необходимости ищет дополнительные источники мультимедиа или привлекает новых специалистов (например, для добавления озвучки в курс).
-
Ставит задачи техническим специалистам: разработчику и тестировщику.
-
Проверяет собранный курс на предмет соответствия целям обучения.
-
Анализирует обратную связь от пользователей после прохождения курса.
Педдизайнер – это по сути методист электронного обучения. Однако слушать лекцию, читать статью это не то же самое что проходить электронный курс. Здесь нужно по-другому взаимодействовать с пользователем. В отличие от обычного методиста педдизайнер гораздо глубже погружается в материал и перерабатывает его в соответствии с принципами педагогического дизайна.
При этом педдизайнер частично выполняет функции автора и преподавателя, необходимость в которых практически отпадает. В электронном обучении их часто привлекают в роли экспертов курса. Они готовят материалы, которые потом будет дорабатывать педагогический дизайнер. Эксперты могут дать текстовые документы, записать видео с объяснениями, посоветовать дополнительные источники информации.
Конфликт традиционного обучения и электронного образования продолжается давно и вряд ли скоро закончится. E-learning доказало, что этот формат эффективный и выгодный. Выбор инструментов, методов и специалистов – за вами.