Человеческий образ в электронном курсе

Разработка и внедрение персонажей в электронный курс – хороший способ сделать его более увлекательным. А также повысить эффективность обучения. Сегодня разберёмся, как и почему.

Эффект аудитории

Знакомы с таким термином? Это влияние присутствия посторонних на поведение человека. Учёные провели ряд исследований, которые показали, что человек начинает вести себя «правильнее» не только в присутствие других людей, но и если видит фотографии, изображения человека и даже отражение в зеркале.

Благодаря такому эффекту учащийся, проходящий электронный курс, будет бессознательно стараться понравиться персонажу, который проводит обучение и даёт обратную связь по выполненным заданиям.

А нужен ли персонаж в вашем курсе

Не все клиенты/педагогические дизайнеры понимают, зачем нужен герой в курсе, и часто добавляют персонажей на все слайды, чтобы «просто было». Или ещё хуже: стараются сделать курс более «креативным»: заменить человека на говорящее животное или даже предмет. И это неправильно.

Персонаж в курсе – это то, с чем себя ассоциирует пользователь. Ему показывается идеал работника, к которому каждый в компании должен стремится, ролевая модель. И согласитесь, эталоном не может быть говорящая табуретка или корова.

Если с человеком в курсе будет говорить корова (даже очень мило нарисованная), человеческое лицо у курса не появится. Потому что в жизни такого нет. Никто не захочет ассоциировать себя с коровой. Даже работники сельскохозяйственной сферы, например. Неприятный раздражающий персонаж – это одна из причин, почему у пользователя может пропасть желание обучаться, даже очень сильное.

Если создатель курса не понимает, зачем создаётся персонаж, могут возникнуть следующие проблемы:

  1. Персонаж занимает экранное место в ущерб информации, появляется на каждом слайде, но никакой смысловой нагрузки не несёт.
  2. Из-за этого герой курса может стать неприятным и раздражающим для обучающегося.
  3. Персонаж делает процесс обучения более интересным. Но при этом может отвлекать внимание от информации, которую важно запомнить в первую очередь. Например, если условный продавец месяца будет «бегать» или «прыгать» по слайду.
  4. Пользователь может неправильно понять образ персонажа. Например, если герой курса всё время появляется с кружкой, может возникнуть мысль, что он бездельничает и постоянно отвлекается на чаепитие. А мы помним, что подсознательно персонаж – эталон для обучающегося.

Что не упустить при создании персонажа

Чтобы избежать таких проблем в курсе, важно задать правильные вопросы при разработке персонажа. Какова роль этого героя? Зачем мы его внедряем? Что, если его не будет?

Хороший персонаж как хороший актёр в кино – должен захватить внимание студента, сделать обучение более реалистичным. И что важнее – более эффективным, а не наоборот. Поэтому к разработке персонажей надо подходить с особым вниманием.

Учеников притягивают герои, являющиеся отражением их самих. Поэтому имена, пол, возраст, тон и манера общения должны соответствовать аудитории курса. Представьте, что мы создаём курс для новичков в рекламном агентстве. Все они – в основном молодые люди 25-27 лет. Доносить до них мысль, что в компании ценится в первую очередь нестандартное мышление и креативность, должен яркий и позитивный персонаж. А никак не пожилая Зинаида Андреевна в строгом костюме и с длинными заумными фразами.

Персонаж – это не только зеркало обучающегося, но и лицо компании. Его внешний вид и одежда должны соответствовать корпоративным стандартам. Если мы создаём курс для работников банка, герой не может появится в яркой футболке и драных джинсах.

Персонажей можно создать на основе реальных людей – самых успешных продавцов компании, например. В этом случае иллюстратор использует фотографии при проработке персонажей. Если такой вариант не подходит для клиента, мы создаём вымышленного героя. Для этого проводим интервью с клиентом и выясняем целевую аудиторию курса, принципы и стандарты внешнего вида компании и так далее.

Персонаж не должен быть абстрактным лицом, не заинтересованным в обучении. Он проводник ученика, его наставник и защитник. Герои могут попадать в разные ситуации. Пользователь должен вовлечься и сопереживать им. Информация, которая вызвала эмоции у обучающегося, запомнится лучше.

Важный момент: как бы ни был важен персонаж, его не должно быть слишком много. Необязательно добавлять героев на каждый слайд и прописывать им реплики ради реплик. Персонаж вводит студента в курс, делится жизненным опытом и лайфхаками, даёт обратную связь в практических заданиях, подводит итоги обучения.

Персонаж: каким он может быть

Теперь поговорим о технической стороне разработки персонажей. Они могут быть разными по способу создания:

  1. Статические рисованные персонажи.
  2. Статические фотоперсонажи.
  3. Динамические (анимированные) рисованные персонажи.
  4. Видеоперсонажи.

Понятно, что фотоперсонажи стоят дороже чем рисованные, а динамические дороже статических. Использование динамических персонажей положительно влияет на «интересность» электронного курса, а значит и на вовлечение учащихся.

Снова сделаем оговорку, что анимация персонажей должна быть уместна. Она не должна отвлекать и раздражать пользователей. Не нужно заставлять героев шевелить губами, если в курс не добавлена озвучка. В лучшем случае это вызовет смех у учеников, в худшем – желание закрыть курс.

Выбор формата персонажа зависит от предпочтений клиента, бюджета и возможностей компании, которая занимается разработкой курса. Влияет и менталитет. Например, на западе любят использовать фотореалистичные человеческие образы не только в электронных курсах, но и на веб-сайтах. В России же обычно используют вымышленных рисованных персонажей. В каждом из этих героев при определенном мастерстве можно выудить эмоцию.

Пример рисованных персонажей из практики Лабмедиа:


Персонаж в электронном курсе выполняет роль рассказчика, наставника, советника для обучающегося. Герой – это способ задавать ученику наводящие вопросы, подводить его к новой теме и делать выводы. Главное – чтобы фразы были написаны простым и понятным языком, а персонаж был тщательно подобран и вписан в курс с конкретной целью.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Подписаться
Вы подписаны
Теперь вы будете в курсе новых публикаций в блоге Лабмедиа!