Что такое педагогический дизайн?

Даже сложный материал может восприниматься легко, если преподаватель сумеет подобрать подходящие средства его подачи и оформления. Раньше считалось, что для этого нужна харизма или особый талант, но сегодня у всех есть возможность освоить необходимые компетенции. В этой статье мы расскажем вам, что такое педагогический дизайн и как с его помощью вы сможете сделать ваши уроки более понятными.

Что такое педагогический дизайн и чем занимается педагогический дизайнер?

Педагогический дизайн – это система знаний, подходов и решений, которую используют при подготовке курсов и учебных материалов. Он зародился в середине прошлого века в США. Пионерами педагогического дизайна были теоретики когнитивных наук, но со временем эстафету приняли специалисты в различных сферах творческой практико-ориентированной деятельности. Формирование дисциплины проходило под влиянием теории познания, педагогических достижений, дизайна, а также практик инженерного и художественного конструирования. Благодаря новой системе знаний удалось рационализировать процесс подготовки учебных материалов и организовать комфортную образовательную среду.

Основная цель педагогического дизайна – помочь наставнику сделать образовательный курс максимально доступным для понимания. Один из основателей новой дисциплины Роберт Ганье уточнял, что с его помощью можно:

  • привлечь внимание учеников;

  • пробудить интерес к теме занятия;

  • объяснить на понятном языке цели и задачи обучения;

  • сформировать ассоциативные цепочки между учебными материалами и теоретическими знаниями;

  • перенести сложные понятия и концепции в долгосрочную память;

  • применять полученные знания на практике.

Педагогический дизайнер не принимает непосредственного участия в процессе обучения. Он дорабатывает готовые планы и материалы, опираясь на результаты научных исследований. Возможен также вариант частичной занятости, когда педагогу приходится самостоятельно заниматься оформлением курсов, программ, видеороликов, презентаций и т. д. На современном этапе развития системы образования возникла острая потребность внедрения технологий педагогического дизайна из-за перехода учебного процесса в онлайн-формат.

Компетенции педагогического дизайнера

В прошлом функции педагогического дизайнера частично выполняли методисты. В их обязанности входит подготовка учебных материалов и помощь преподавателям в проведении занятий. В современных условиях навыков и умений методистов оказывается недостаточно для обеспечения высокого уровня усвоения учебного материала.

Специалист в сфере педагогического дизайна обладает следующими компетенциями:

  • оценка потребности в обучении (предполагает изучение целевой аудитории, определение их личных целей и задач);

  • селекция подходов к оформлению учебных материалов (в зависимости от целей обучения педагогический дизайнер должен подбирать подходящий форматы подачи материала);

  • подготовка образовательных программ (выбор формата и методов подачи материала с учетом целей обучения);

  • подготовка учебно-методических материалов (оформление текстовых материалов, видеофайлов, иллюстраций, тестов, заданий);

  • запуск курса на электронной платформе (загрузка файлов в Learning Management System);

  • оценка результатов обучения (выбор методики и критериев оценки);

  • коммуникация со стейкхолдерами (обсуждение проекта с заказчиками).

Технологии педагогического дизайна постоянно совершенствуются, поэтому для поддержания должного уровня компетентности специалисту приходится постоянно проходить курсы повышения квалификации.

Принципы и подходы педдизайна

Пионеры педагогического дизайна считали, что достичь позитивных результатов можно только при системном подходе к организации учебного процесса, а выбор методов и инструментов должен основываться на базовых принципах. Несмотря на развитие технологий интерактивного обучения, они остаются актуальными и в наше время. Всего сформулировано 4 основных принципа педдизайна:

  • принцип информативности (обучение должно быть нацелено на передачу полезных знаний);

  • принцип активности во время обучения (решения и методы должны побуждать ученика активно усваивать знания и проявлять инициативу);

  • принцип обратной связи (педагогический дизайнер должен постоянно проверять, насколько выбранный метод или решение отвечают целям и задачам курса);

  • принцип дозирования подачи информации (объем учебного материала на одном занятии должен быть соразмерным способности учеников его воспринимать).

В ходе анализа педагогических практик, применения различных методов и решений, специалисты в области педдизайна пришли к заключению, что существуют, так называемые, «учебные события». Это обязательные компоненты занятия, обеспечивающие ему успех. Всего было обнаружено 9 учебных событий:

1. Привлечение внимания. Важно вызвать интерес к теме занятия. В этом может помочь история из жизни, шутка, интересная аналогия или параллель. После включения ученика в работу, преподавателю будет легче фокусировать его внимание на теме.

2. Объяснение целей и задач обучения. В начале занятия необходимо продемонстрировать ученику связь учебного материала с его реальными потребностями и задачами. Понимание ценности материала помогает дольше удерживать фокус внимания на теме и переносить полученную информацию в долгосрочную память.

3. Стимул припомнить прошлый материал. Отсылки к материалу предыдущих уроков помогают включить учеников в работу и закрепить связь между отдельными блоками курса.

4. Выбор стимула. Монотонность истощает ресурсы внимания, поэтому педагогический дизайнер должен комбинировать разные методы подачи материала с учетом специфики темы. Для этих целей можно использовать видеоролики, иллюстрации или аудиофайлы. Главное, чтобы стимул привлекал внимание и способствовал усвоению материала.

5. Выбор метафор и примеров. Это семантическое кодирование. Разным группам учеников ввиду их социального статуса, профессии и т. д. будут более понятными метафоры и примеры, которые касаются их повседневности. Удачный выбор средств поможет создать позитивное отношение к учебному материалу и продемонстрировать его связь с практикой и жизнью.

6. Подталкивание к демонстрации результатов. Побуждение учащихся к использованию полученных знаний и применению навыков.

7. Обратная связь. Важно не только контролировать процесс усвоения материала, но и подсказывать ученикам, где находятся их зоны роста.

8. Оценка производительности. Во время урока нужно проводить небольшие опросы для оценки эффективности выбранных решений и коррекции учебной программы.

9. Подведение итогов и переход в практическую плоскость. В конце курса важно кратко повторить его содержание и еще раз обратить внимание на практическую ценность полученных знаний.

При необходимости можно менять последовательность событий в зависимости от задач и специфики курса. Обратим также внимание, что иногда учебные материалы не могут полностью компенсировать непосредственное участие преподавателя.

Модели педдизайна

Существует 5 общепризнанных моделей педагогического дизайна. ADDIE, SAM, Backward Design, ALD, Dick and Carey Model. Рассмотрим ниже каждую из них.

ADDIE

ADDIE (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation) – линейная модель педагогического дизайна. Весь учебный процесс разделяют на 5 взаимосвязанных этапов.

1. Анализ. Подготовительный этап. На нем педагогический дизайнер изучает целевую аудиторию, выявляет ее потребности, ожидания и сопоставляет их с задачами курса. Параллельно определяются методы контроля успеваемости и подходы к оценке результатов.

2. Проектирование. На этом этапе учитывают все наработки, полученные в результате анализа и происходит проектирование прототипа программы. Необходимо учесть влияние каждого элемента и решения на основные задачи проекта. Проектирование включает в себя следующие действия:

  • выбор инструментов и решений;

  • подготовка общей схемы;

  • создание пробной версии материалов;

  • оценка и доработка;

  • работа над деталями.

Будьте готовы к тому, что прототип программы придется несколько раз переделывать.

3. Разработка. «Технический» этап работы над образовательным проектом. На нем важно следить за сохранением всех логических связей между блоками, сохранением темпа и тона подачи материала. Во время разработки педагогический дизайнер окончательно выстраивает последовательность изложения, подбирает упражнения и определяет способы проверки учеников.

4. Внедрение. Готовые материалы в зависимости от формата печатаются или загружаются в систему управления обучением. Педагогический дизайнер проверяет техническую совместимость файлов с платформой, возможность сбора данных и взаимодействия с аудиторией.

5. Оценка. Основная задача на этом этапе – проверка соответствия применяемых методов с задачами учебного курса. В случае выявления недостатков материал возвращается на доработку.

ADDIE ориентирована на решение стандартных задач. Для достижения специфических целей лучше воспользоваться другими моделями.

SAM

SAM (Successive Approximation Model) – модель последовательной аппроксимации (приближения). В отличие от ADDIE она нелинейная. Педагогический дизайнер на протяжении всего времени подготовки дорабатывает блоки по мере необходимости. Целью создания SAM стало упрощение процесса подготовки курса. На практике это означает, что все этапы (проектирование, разработка, внедрение, оценка) повторяются по мере необходимости.

Схематически SAM можно представить так:

  • подготовка (сбор информации, анализ методов, целей и потребностей аудитории);

  • постоянная разработка (подготовка прототипа блоков и циклическая работа над ними);

  • постоянное развитие (увеличение объемов информации, уточнение деталей);

  • карта действий (описание модели действий ученика во время прохождения курса).

SAM идеально подходит для работы над короткими курсами с небольшим объемом данных.

Backward Design

Оригинальная модель подготовки курса. Согласно ее методологии, сначала педагогический дизайнер моделирует финальный результат, а уже потом описывает пути его достижения. Модель подходит для небольших курсов с прикладными задачами.

В общих чертах алгоритм ее функционирования выглядит следующим образом:

1. Определяем желаемые результаты. Формулируем цели и проверяем их совместимость с потребностями учеников. Фокусируем внимание на главных элементах (теории, концепции, принципы, методология).

2. Определяем методы оценки результатов. Готовим понятную и прозрачную систему проверки доказательств достижения поставленных целей.

3. Разрабатываем мероприятия для достижения целей. Собираем информацию, распределяем ее по блокам. Формируем последовательность уроков, подбираем методы и справочные материалы.

Backward Design недостаточно гибкая для работы с «сырым» материалом.

ALD

ALD (Agile Learning Design) – модель имеет сходство с ADDIE. Она включает в себя действия, которые нужно выполнить во время работы над курсом:

  • нацеливаемся (определяем цели, реализуемые через комплекс задач);

  • готовимся (анализируем аудиторию, готовим прототип курса);

  • повторяем и делаем (обрабатываем материал и реализуем проект);

  • усиливаем (дорабатываем прототип, прорабатываем ключевые позиции);

  • оцениваем (проверяем результаты).

Модель подходит для работы со всеми типами курсов.

Dick and Carey Model

Модель базируется на системном подходе. При подготовке курса учитываются уже имеющиеся знания у аудитории. Dick and Carey Model включает в себя следующие этапы:

  • определение целей;

  • анализ уровня подготовки учеников;

  • изучение индивидуальных предпочтений аудитории;

  • определение критериев оценки результатов обучения;

  • подготовка стратегии проведения занятий;

  • подбор учебных материалов для дальнейшей обработки;

  • предварительная оценка результатов и доработка проблемных мест;

  • запуск финальной версии курса.

Dick and Carey Model подходит для работы над углубленными курсами.

Общие правила оформления учебных материалов

Чтобы лучше понять специфику работы педагогического дизайнера, рассмотрим общие принципы оформления учебных материалов. Они помогают привлечь внимание учеников и повысить коэффициент усвоения материала.

1. F-паттерн. Исследования показывают, что наш мозг лучше воспринимает текстовую информацию, если ее основные линии визуально схожи с английской буквой F. Взгляд сначала идет по верхней горизонтали, а затем, опускаясь по вертикали, фокусируется на нижних линиях, пока не встретит что-то привлекающее внимание. Поэтому лучше располагать важную информацию по воображаемым контурам F. К примеру, по вертикали лучше разместить ключевые блоки информации, а справа – сопроводительные иллюстрации. Графический материал и так вызывает интерес, а вот текст по контурам F получит больше внимания.

2. Пространство и минимализм. Наш разум имеет ограниченные ресурсы, поэтому лист бумаги лучше не заполнять изображениями полностью. Свободное пространство вокруг главного объекта оставьте свободным. Ученику будет легче фокусировать внимание и не тратить дополнительное время на изучение отвлекающих деталей. Этот принцип успешно используют не только в педдизайне, но и в рекламе. Свободное пространство и минималистические контуры главного объекта повышают качество восприятия.

3. Правило третей. Наш разум накладывает воображаемую сетку 3х3 на изображение и исследует его по секторам. Ученые доказали, что в первую очередь взгляд фокусируется на пересечение линий, поэтому основные части композиций лучше размещать на стыках вертикалей и горизонталей. При этом главный объект желательно размещать в верхней правой точке.

4. Эффект гештальта. При оформлении блоков материала важно использовать принцип гештальта. Завершенные объекты вызывают ощущение комфорта и повышают качество усвоения информации. Поэтому при построении композиций учитывайте следующие нюансы:

  • расположенные поблизости объекты воспринимаются как части одной группы;

  • объекты с одной или несколькими общими характеристиками (цвет, фактура, контуры) воспринимаются как взаимосвязанные;

  • расположение объектов в одном ряду воспринимается мозгом как намек на наличие связей между ними;

  • в одном и том же узоре можно выделить разные комбинации элементов.

Придерживаясь этих принципов, вы сделаете контент более доступным. По мере возможности объедините все элементы и исключите все несвязанное с композицией.

5. Крупный план. Для презентации архитектурных зданий и других объектов используйте крупный план. Это заставит мозг ученика приложить усилия для воспроизведения его реальных пропорций. Активность в процессе восприятия информации приносит больше удовольствия и повышает интерес к материалу.

Подведем итоги

Педагогический дизайн – комплексный инструмент повышения результативности обучения. Умелое использование его моделей, методов и инструментов поможет достичь образовательных целей при меньших затратах времени, финансов и других ресурсов. При подготовке курса важно четко определить задачи, собрать информацию для блоков и выбрать методологию. При умелом подходе педагогический дизайн поможет реализовать потенциал образовательной программы и передать аудитории новые знания.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Подписаться
Вы подписаны
Теперь вы будете в курсе новых публикаций в блоге Лабмедиа!