«Это вам не игрушки»: может ли аттестация сотрудников быть нескучной?
Мы в постоянном контакте с клиентами, которые уже используют BoxBattle: собираем обратную связь, прислушиваемся к пожеланиям. Иногда нас удивляют: предлагают необычные сценарии использования нашей платформы.
«А мы сможем провести аттестацию сотрудников с помощью BoxBattle?»
И вот тут мы задумались: правда, а сможем? Ведь, получается, нужно не обучить чему-то новому (для этого у нас есть квесты), не актуализировать уже имеющуюся информацию (это мы делаем с помощью боев-викторин на аренах), а проверить уровень и качество знаний – тут явно нужен другой подход.
Можно ли геймифицировать такой процесс? Аттестация – это серьезно, это ответственность. Не будем забывать, что во многих компаниях премии сотрудников зависят от её результатов.
Мы решили, что для нас это интересная задача: попробовать разработать новую механику, которая позволит проводить аттестацию сотрудников и проверять их знания играючи, в нескучной форме. Но какие нюансы есть у этого процесса? С чего же начать? И что будет отличать этот режим от боев-викторин на аренах?
1. Блоки вопросов = раунды
По нашему опыту, вопросы для проверки знаний часто подаются обучающемуся не все целиком, а блоками. Иногда они формируются по темам, иногда по уровню сложности. Мы решили перенять этот принцип: в нашем новом режиме каждый такой блок будет называться «раундом». В каждом раунде может быть неограниченное количество вопросов.
Раз уж мы заговорили о вопросах, вспомним и про их формат. В боях-викторинах BoxBattle нужно быстро выбрать правильный ответ на текстовый вопрос. Ключевое слово «быстро», поэтому сложные типы вопросов тут не подошли бы.
С добавлением нового режима игры, мы решили придерживаться того же принципа, но при этом всё же разнообразить (в том числе и визуально) форматы вопросов: теперь игроку будут доступны и вопросы с изображениями. Например, определить, что изображено на картинке и выбрать верный ответ. Или выбрать верную картинку из нескольких – такие типы заданий будут особенно полезны для проверки знаний по продуктам.
Вернёмся к процессу. Игрок отвечает на вопросы и за неправильные ответы его персонажа штрафуют – у него сгорает одна «жизнь», а за правильные – поощряют, начисляя очки.
2. Проходной балл = очки для победы, возможности ошибиться = количество «жизней»
Зачем вообще зарабатывать какие-то там очки? В играх они обычно нужны для прокачки уровня или их копят, чтобы приобрести какое-нибудь крутое умение или навык.
В нашем новом режиме цель верно отвечать на вопросы и собирать очки – набрать нужное их количество для победы. А победа, говоря языком аттестации – это критерий успешного прохождения. Если ты победил – ты справился. Если не победил, то… И вот тут мы позволили себе важное отличие нашего нового режима от привычных проверок знаний.
Подойдём к нему издалека, чтобы было нагляднее. Вот проходите вы тестирование, где для зачёта нужно ответить на 98 вопросов из 100. У вас есть 2 возможности ошибиться. И вы совершаете эти 2 ошибки где-то на 50 по счёту вопросе, а вам ещё половину тестирования проходить, чтобы узнать очевидное – вы не набрали проходной балл.
Поэтому мы пошли другим путём: игрок не сможет пройти раунды до финала, если уже точно не набирает нужное количество очков для победы (то есть проходной балл) – у его игрового персонажа просто закончатся «жизни».
3. Повторное прохождение аттестации = восстановление «жизней»
Зачем тогда вообще собирать очки, если есть «жизни»? Давайте разберёмся. Всё-таки критерий успешности у нас – это победа, она достигается только сбором очков. А «жизнями» мы регулируем другие параметры нашей аттестации: когда наступает поражение и что будет после него. То есть, так мы настраиваем ещё и количество попыток прохождения проверки знаний.
Итак, что произойдёт, если наш игровой персонаж потратит все свои «жизни»? Вспомним, как это бывает в играх: вот воинственный рыцарь или отважный сантехник в поисках принцессы потерпел поражение, на экране появляется грустная надпись GAME OVER и нас тут же спешат утешить: «Хотите сыграть ещё раз?».
В играх это срабатывает, там цель – не потерять игрока. А в аттестации не всегда у провалившегося обучающегося есть этот «второй шанс». То есть, для нас важно понять, позволим ли мы игроку попробовать ответить на вопросы снова, если все «жизни» потрачены?
-
И если да, то на все блоки вопросов сразу или мы дадим ему начать с того, где он проиграл?
-
И эта возможность повторного прохождения появится у него сразу же или через какое-то время?
-
Может только по понедельникам?
-
Или каждую пятницу тринадцатое?
Ответы на эти вопросы будут зависеть от особенностей каждой конкретной аттестации. И поэтому мы решили дать возможность тому, кто запускает процесс проверки знаний самостоятельно настроить все эти параметры в интерфейсе администратора под собственные цели.
4. Аттестация в средневековом замке вместо стандартного теста
Самое вкусное – на десерт. Чтобы геймифицированный режим проверки знаний не воспринимался как банальное тестирование, мы проработали общую концепцию сюжета: нашему игровому персонажу нужно успешно провести осаду башни, постепенно её захватывая: один раунд – одна часть башни. Что первое приходит вам в голову при слове «башня»?
У нас это оказалась башня средневекового замка рядом с таинственным лесом – именно в таких декорациях может проходить процесс аттестации сотрудников. А ещё, например, футуристический город будущего с башнями из стекла и металла…
Да, мы решили не ограничивать свою фантазию: башен будет много, башни будут разными. Небольшой спойлер: а как насчёт сезонных событий с башнями изо льда на Новый год и башней кошмаров на Хэллоуин?
Ещё не финал, но уже конец статьи
Уже в августе мы планируем запустить новый режим на нашей платформе BoxBattle, чтобы вместе с вами проверить, насколько хорошо нам удалось адаптировать к игровому формату весь сложный процесс аттестации со всеми его нюансами.
А пока мы ещё в процессе, вы можете познакомиться с механиками, которые у нас уже есть и активно функционируют: например, с битвами-викторинами на аренах и обучающими квестами с разными типами заданий. Сделать это можно на BoxBattle