Баннер в шапке
Геймификация

Геймификация в рекрутинге: как игровые элементы преображают подбор персонала

Традиционные методы подбора персонала оказываются долгими, затратными и малоэффективными для привлечения мотивированных кандидатов, особенно среди молодежи. На помощь HR-специалистам приходит мощный инструмент – геймификация.

7 мин
73

В современном мире бизнеса борьба за таланты обостряется. Традиционные методы подбора персонала оказываются долгими, затратными и малоэффективными для привлечения мотивированных кандидатов, особенно среди молодежи. На помощь HR-специалистам приходит мощный инструмент – геймификация. Это внедрение игровых механик в неигровые процессы, такие как рекрутинг, отбор и обучение персонала, с целью повышать вовлеченность, мотивацию и эффективность.

Почему игра работает в серьезном подборе

Поколения Y и Z, составляющие значительную часть рынка труда, выросли в цифровой среде. Для них игра – естественный формат взаимодействия. Геймификация помогает:

  • Привлечь внимание. Выделиться среди сотен компаний.
  • Упростить оценку. Объективно выявить навыки и потенциал.
  • Сделать процесс увлекательным. Улучшить опыт кандидата (Candidate Experience), даже если он не получит оффер.
  • Автоматизировать рутину. Экономить время HR-специалистов на первичном скрининге.
  • Укрепить HR-бренд. Показать компанию современной и инновационной.
  • Сформировать кадровый резерв. Держать на связи перспективных сотрудников будущего.

Геймификация сквозь призму воронки подбора персонала

Рассмотрим, как игровые механики можно использовать на каждом этапе процесса приема на работу.

1. Привлечение кандидатов

Цель: Расширить пул заинтересованных соискателей, особенно из удаленных регионов и среди целевых групп (студенты, выпускники).

Инструменты и механики:

  • Онлайн-викторины/поединки о компании. Быстрые тесты на знание миссии, ценностей, продуктов.
  • Брендированные мини-игры. Простые аркады или головоломки с логотипом и цветами компании.
  • Конкурсы с призами. Творческие задания в соцсетях с разыгрыванием мерча или стажировок.
  • Виртуальные туры. Интерактивное знакомство с офисом или производством.

Кейс ФосАгро: Для презентации компании студентам и школьникам, в том числе из отдаленных регионов России, активно использовали соцсети: публиковали анонсы игровых активностей на платформе Вовлекай, истории о компании, промежуточные результаты.

2. Отбор и оценка

Цель: Быстро и объективно отфильтровать поток заявок, выявить реальные навыки (Hard и Soft Skills) и потенциал, снизив влияние субъективных факторов.

Инструменты и механики:

  • Тематические арены/рейтинги (кейс ФосАгро). Участники соревнуются в викторинах по отраслям знаний. Формируется рейтинг активности и знаний – отличный инструмент для первичного отбора.
  • Квесты с заданиями (кейс Оверплан). Практиканты получают доступ к последовательности заданий: изучение статей, видео, прохождение курсов, ответы на вопросы. Платформа автоматически проверяет выполнение, экономя время HR. Критерии успеха заложены в процесс.
  • Симуляции рабочих ситуаций. Игровые сценарии, имитирующие реальные рабочие задачи и проблемы, для оценки реакции, стратегии мышления, коммуникации.
  • "Осада башен" / Уровни сложности. После базовой викторины лучших кандидатов ждет второй этап с более сложными, специализированными вопросами (например, по специфике работы в компании).
  • Геймифицированные тесты. Оценка интеллекта, личности, профессиональных знаний через формат с уровнями, таймерами, бейджами за достижения.

Геймификация позволяет оценить помимо знаний мотивацию, настойчивость, скорость обучения. Порой эти качества и навыки сложно выявить в резюме.

3. Развитие интереса и обучение

Цель: Удержать перспективных кандидатов в воронке, начать их обучение и адаптацию еще до официального приема на работу, сформировав лояльный кадровый резерв.

Инструменты и механики:

  • Обучающие квесты (Кейсы ФосАгро и Оверплан). Квесты по развитию актуальных Soft Skills, доступные всем участникам. Структурированные квесты для практикантов ("Подготовка к стажировке") и стажеров (путь до Junior-разработчика), включающие внешние курсы, статьи, видео, внутренние поединки.
  • Эксклюзивный контент для лидеров. Дополнительный квест с уникальными заданиями и углубленными материалами доступен только топ-10 участникам рейтинга, создавая азарт и ценность.
  • Взаимодействие с экспертами. Включение в квесты заданий, которые проверяют и комментируют эксперты компании или вузов-партнеров, повышая ценность обучения.
  • Микрообучение с игровыми элементами. Короткие уроки с наградами за завершение, бейджами за серии.

Результат: Кандидаты чувствуют заботу компании и инвестиции в их развитие, что повышает лояльность. Компания получает уже частично обученных и мотивированных будущих сотрудников.

4. Принятие решения и адаптация

Цель: Плавно перевести успешного кандидата в статус сотрудника, ускорить его адаптацию и повысить удержание.

Инструменты и механики:

  • Приглашение лидеров на интервью/стажировку (Кейс ФосАгро). Лучшие участники игровых активностей получают прямой доступ к собеседованиям с топ-менеджерами.
  • Геймифицированные программы адаптации. Новый сотрудник проходит квесты по знакомству с коллегами, корпоративной культурой, процессами, получая бейджи или баллы за выполнение этапов.
  • "Бонусы" за успешное испытание. Система поощрений в игровом формате за прохождение испытательного срока.

Ключевые преимущества геймификации для HR и Бизнеса

Для HR-отдела

Для кандидатов

Для компании

  • Сокращение времени на скрининг резюме и проверку тестовых заданий.

  • Повышение качества подбора за счет объективной оценки навыков и потенциала.

  • Доступ к талантам из удаленных регионов.

  • Позиционирование компании как инновационной и заботящейся о кандидатах.

  • Постоянный поток заинтересованных и частично обученных кандидатов.

  • Процесс приема становится интересным и запоминающимся.

  • Шанс показать навыки и потенциал вне рамок традиционного резюме.

  • Четкое понимание своего прогресса и положения.

  • Получение новых знаний и навыков в процессе отбора.

Снижение стоимости подбора (Cost-Per-Hire) за счет автоматизации и эффективного подбора.

Ускорение закрытия вакансий (Time-To-Hire) из-за быстрого выявления подходящих кандидатов.

Увеличение доли успешных и лояльных сотрудников.

Улучшение показателей удержания за счет лучшей адаптации и изначально высокой мотивации.

Выращивание лояльных специалистов "под себя".

Реальные примеры успеха

Кейс Оверплан. Внедрение геймифицированной системы обучения и отбора практикантов на платформе Вовлекай. Из 23 практикантов эффективно отобраны 4 стажера. Процесс обучения персонала автоматизирован, HR получил удобный инструмент для управления прогрессом. Система масштабирована на обучение действующих сотрудников (стажеры, менеджеры проектов).

Кейс ФосАгро (АО «Апатит»). Использование игровых арен и квестов на Вовлекай для привлечения, отбора и обучения студентов/школьников в рамках проекта «Ты нам подходишь!». Как результат – привлечение аудитории из отдаленных регионов, выявление перспективных кандидатов, приглашение лучших на собеседования, укрепление HR-бренда в молодежной среде. Предложенные улучшения (брендирование, эксклюзивный контент, второй этап оценки) направлены на дальнейшее повышение эффективности.

Краткий гайд по внедрению геймификации

  1. Определите цели. Что именно хотите улучшить в процессе подбора? Привлечение? Оценка Soft Skills? Скорость? Качество найма? Обучение резерва?
  2. Поймите аудиторию. Для кого создается игра? Студенты? Опытные специалисты? Какие их мотивы?
  3. Выберите механики. Какие игровые элементы лучше решат ваши задачи? Рейтинги? Квесты? Поединки? Симуляции? Бейджи? Уровни?
  4. Разработайте/подберите контент. Контент (вопросы, задания, кейсы) должен быть релевантным должности и целям компании.
  5. Выберите платформу: Готовое решение (как Вовлекай) или кастомизация под свои нужды.
  6. Запустите пилот. Протестируйте на фокус-группе, соберите фидбэк, доработайте.
  7. Продвигайте и запускайте. Расскажите о новом формате отбора/обучения целевой аудитории.
  8. Собирайте данные и анализируйте. Отслеживайте ключевые метрики: конверсия этапов, время прохождения, удовлетворенность кандидатов, качество найма.
  9. Оптимизируйте и масштабируйте. Постоянно улучшайте процесс на основе данных.

Напишите свой вопрос!

Если вы хотите больше узнать о Лабмедиа или не знаете, какой продукт или услугу выбрать, оставьте заявку