Как написать сценарий для корпоративного ролика о компании: пошаговая инструкция
При помощи видеороликов можно быстро и на понятном даже неподготовленному зрителю языке рассказать о компании, ее ценностях и планах на будущее. Разумеется, для этого необходимо написать хороший сценарий. Создание даже короткого повествования для небольшого фильма требует минимальных познаний в драматургии и навыков работы с визуальными образами. Поэтому лучше доверить работу над сценарием корпоративного ролика о компании профессионалам. Если такой возможности нет, можно попробовать решить задачу самостоятельно по инструкции. Ниже мы расскажем вам, как написать интересный сценарий и покорить аудиторию.
1. Подготовка к работе
Ролик может длиться 5-10 минут, но на подготовку сценария для видео уходят дни и недели напряженной работы. Важно не только найти удачную идею, но и реализовать ее в повествовании. Подготовка к работе над сценарием для ролика о компании проходит в несколько этапов.
Определение целевой аудитории
Сценаристу важно понимать зрителя, иметь представление об его интересах и ценностях. Постарайтесь найти ответы на вопросы:
- что в деятельности компании созвучно с потребностями зрителя?
- какую проблему аудитории поможет решить просмотр контента?
- сколько времени зритель готов выделить на просмотр фильма?
После определения ЦА формулируем задачи видеофильма. Если его планируют показывать сотрудникам, то акцент нужно сделать на ценностях компании, корпоративной культуре и карьерных перспективах. Потенциальным клиентам и партнерам интересней будет узнать об особенностях производственного процесса и перспективах.
Поиск идеи для сценария ролика о компании
Иногда специфика деятельности компании сама подсказывает идеи для корпоративного фильма. К примеру, предприятия в сфере питания часто делают акцент на заботе о здоровье потребителей и вкусе продуктов. При поиске материала советуют изучать опыт конкурентов, выбирать удачные решения и учитывать их ошибки.
Сбор информации
Информацию для работы над сценарием находят во время изучения деятельности компании заказчика. Ознакомьтесь со спецификой производства и различными сферами применения товара предприятия. Важно, чтобы целевая аудитория могла найти в фильме нечто знакомое и близкое. Не погружайтесь в малопонятные детали и не рассказывайте о сложных технологических процессах производства товаров. Старайтесь выделять главное и показывать его связь с потребностями людей и компаний. Всю собранную информацию разместите по тематическим блокам. Такой вариант организации собранных данных поможет быстрее отыскать идеи и найти для них подходящий сюжет.
Разработка концепции
Для начала определите магистральные идеи, которые ролик должен донести до зрителя. В зависимости от сложности сюжета и задач их может быть несколько, но все они должны быть объединены общим смыслом. Трудно сразу же создать готовый концепт, поэтому на подготовительном этапе все идеи выписываются в ряд.
После их изучения составьте общий смысловой каркас. Если в ролике нужно рассказать потенциальным клиентам о проблемах, которые можно решить при помощи услуг компании, то сначала описываем запрос клиентов, а затем связываем с ним появление бренда. Следуя логике развития повествования, после этого рассказываем о преимуществах услуг, обеспечивших компании лидерские позиции на рынке. Все происходящее в кадре связано общим смыслом и не вызывает у зрителей ощущения диссонанса.
Обратите внимание не только на смысл посылов, но и их визуальное оформление. К примеру, красивый костюм одного из героев в цветах символики компании будет способствовать формированию позитивного образа бренда. В другом месте можно использовать интересные решения в декорациях для привлечения внимания зрителя. После того, как все идеи для ролика будут выписаны в один ряд и связаны между собой по смыслу, можно переходить к написанию сценария.
Над роликом необходимо работать системно. Пропуск одного из этапов может привести к появлению критических ошибок и полной переработке базовых концептов.
2. Написание сценария
Существуют проверенные опытом алгоритмы построения сценария. Они сделают видеоряд интересным и понятным для зрителя. Можно попробовать соединить сцены на свое усмотрение, но практика показывает, что такие эксперименты заканчиваются неудачей.
Структура сценария видеоролика
Каркас любого сценария имеет следующую структуру:
- Экспозиция. В начале повествования расскажите зрителю о месте действия и главных героях. Без понятной экспозиции будет трудно понять, где происходят события, с кем они происходят и почему.
- Завязка. В этой части зритель должен стать свидетелем события, которое запускает дальнейшее развитие сюжета. Это могут быть вызовы, стоящие перед компанией, потребности покупателей, которые она пытается удовлетворить и т. д.
- Развитие сюжета. Одна из самих длинных и наполненных информацией частей видеоролика. Здесь важно показать сам процесс решения проблемы и использовать время для ненавязчивой рекламы бренда.
- Кульминация. В этой части можно накалить страсти и рассказать о трудностях, поставивших под угрозу весь проект. Не обязательно, чтобы в реальной истории компании присутствовали такие перипетии. Сценарист может слегка сгустить краски или накалить страсти, если этого требует повествование.
- Развязка. В развязке нужно решить описанные в завязке проблемы, а сама компания должна выйти на новый этап развития. Используйте красивые образы, чтобы у зрителей возникло ощущение удовлетворения.
- Финал. В конце расскажите о том, как решение проблемы открыло новые перспективы и сделало жизнь клиентов и сотрудников лучше.
Разумеется, в этом шаблоне можно слегка менять смысловое наполнение, в зависимости от ситуации. Излишний драматизм навредит имиджу крупного предприятия, а вот для стартапа это идеальный вариант. Компоновка также зависит от задач фильма. В сценарии обучающего видеоролика лучше развивать события плавно, акцентируя внимание на умении организации держать ситуацию под контролем и находить удачные решения. В сюжет рекламного ролика можно добавить динамики, акцентировать внимание на преимуществах бренда.
Варианты оформления
Удачное оформление сценария заметно упрощает работу над его компонентами. Вы можете использовать один из 3 шаблонов.
- Сценарий-полотно.
Все события ролика описываются при помощи последовательности предложений с примечаниями в скобках. Преимущество формата – скорость создания и оформления. Недостаток сценария-полотна – сложность восприятия. При чтении последовательности предложений, трудно сконцентрировать внимание на главном. Формат подходит для подробного описания сложных идей. - Формат таблицы.
В таблице расписывают идеи, сюжетные повороты, указывают длительность блоков, делают примечания, описывают видеоряд и положение камеры. Для оформления нужно только подготовить бланк с таблицей. Формат популярен среди профессиональных режиссеров. - Свободная форма с примечаниями.
Популярный формат среди творческих людей. В тексте описывают последовательность сцен, а затем расставляют акценты при помощи выделения в тексте цветными чернилами ключевых слов и дополнительных обозначений. Главное, не запутаться в знаках и не забыть, что вы хотели сказать.
3. Вычитка, доработка сценария
Погружаясь в работу над сценарием, даже опытный специалист может упустить важные детали. Увидеть недочеты, несостыковки и нелогичность сюжетных поворотов поможет фокусная группа. Не обязательно собирать несколько десятков людей, знакомить их с сюжетом и затем наблюдать за реакцией. Помогать со сценарием могут даже знакомые, незадействованные в работе над проектом. Достаточно разыграть сюжет и получить обратную связь. Будьте готовы к самым неожиданным реакциям и не слишком серьезно воспринимайте похвалу. Если каких-либо очевидных недостатков в повествовании нет, переходите к шлифовке сценария. Ее можно разделить на следующие этапы:
- Проверка всех причинно-следственных связей. Зрителю должно быть понятно происходящее без дополнительных объяснений.
- Вычитка текста. Если какую-либо идею можно подать зрителю в более сжатой форме, сделайте это. Обратить внимание также стоит на благозвучность словосочетаний и предложений. Приятное для слуха звучание может повлиять на общее впечатление от всего ролика.
- Контроль тайминга. После внесения правок, видеоряд может не совпадать с репликами актеров. Попытки на скорую руку исправить несостыковки скомкают повествование и вызовут у зрителя ощущение наигранности происходящего. Важно после изменения тайминга еще раз проверить, как воспринимается сюжет зрителем.
- Проверка по техническому заданию. Увлекшись работой, представители творческих профессий иногда забывают о практических задачах, поставленных клиентом. Важно на этапе шлифовки сценария еще раз проверить, все ли пожелания заказчика учтены.
Иногда во время доработки сценариста посещают новые идеи. Не стоит отказываться от них, даже если придется вносить серьезные правки в сюжет. После завершения работы еще раз проверьте сценарий. Не ограничивайтесь разыгрыванием сцен в воображении. Попробуйте воспроизвести его с актерами и посмотреть, не теряет ли повествование своей логики. После проверки можно снимать видеоролик.
4. Избегайте ошибок
Существует перечень стандартных ошибок, характерных для корпоративных видео. Чтобы избежать их появления, проанализируйте созданный сюжет по пунктам.
- Четко обозначенный герой. Даже если повествование развивается вокруг бизнес процессов, у фильма должен быть главный герой. Это может быть руководитель, работник, коллектив или бренд. Выбор героя – дело вкуса, но он должен быть четко обозначен.
- Интересный сюжет. Скучный ролик превращается в пытку для аудитории. Поэтому стоит добавить в повествование интересные детали. Нельзя заявлять, что путь бренда к успеху лежал через упорный монотонный труд, поиск источников финансирования и наращивание оборотов производства. Это правда, но она не интересна. Лучше рассказать о творческом замысле руководителя, идее, которую бизнес должен был воплотить.
- Следите за ритмом. Даже хороший сюжет можно испортить прогнозируемостью действий и монотонным повторением мыслей. Неожиданный поворот или яркая деталь в кадре приведет аудиторию в тонус и не даст ей уснуть. К примеру, в фильме один за другим следуют блоки о технологиях производства товаров. Аудитория начинает скучать, и тут внезапно диктор говорит, что наша главная технология – любовь к своему делу.
- Избегайте общих слов и клише. Современная аудитория уже не раз слышала о «флагманах рынка», «инновационных технологиях» и «социальной ответственности бизнеса». Постарайтесь писать текст для диктора без клише, используя расхожие выражения только по необходимости.
- Неудачный формат интервью. Если по сюжету ролика руководитель компании должен сказать несколько слов о предприятии, то лучше не делать это за рабочим столом. Не стоит также позволять рассказчику механически воспроизводить текст на камеру, словно он зачитывает статью. Во время интервью речь человека должна звучать естественно с интонациями и паузами. Перед съемкой лучше проговорить все детали и дать время на подготовку.
После исправления всех ошибок еще раз проверьте логичность развития действия в повествовании и доступность изложения основных идей.
Вместо заключения
Корпоративный ролик – удобный инструмент позиционирования бренда и популяризации ценностей компании. Чтобы он произвел впечатление на сотрудников, потенциальных партнеров и клиентов, важно провести серьезную работу над сценарием. Хороший ролик понятен зрителю без дополнительных комментариев со стороны и производит позитивное впечатление, даже если сама тема не вызывает особого интереса.