Как сделать программу курса, который сотрудники обязательно пройдут

Перед online-курсами стоят важные задачи: повысить квалификацию врачей, рассказать шахтёрам о правилах безопасной работы, сформировать у продавцов навык работы с возражениями. Это только начало бесконечного списка примеров.

Во времена пандемии даже консервативные школы и вузы вынуждены были выбирать создание учебной онлайн-программы по своим предметам.

Но электронным курсам можно приписать и существенный минус: обучение по ним сложнее контролировать. Чтобы пользователи действительно изучили информацию, нужно грамотно подойти к проектированию обучения.

Создание учебной программы – многокомпонентная задача. Важно знать, с чего начать, на что обратить внимание, какие нюансы учесть. Основное правило – составить план и его придерживаться.

Предлагаем рассмотреть шаги разработки авторских онлайн-программ.

Шаг №1. Цель обучения

Когда мы составлем ТЗ будущего проекта, учебная цель – это первый параметр, который мы продумываем и прописываем. Без неё обучение будет бесполезным.

Причем цель «Обучить сотрудников» не подходит. Чтобы грамотно сформулировать цель, можно использовать самые известные методики целеполагания.

Например, SMART – конкретная, измеримая, релевантная, реалистичная и зафиксированная по времени: «За 2 месяца обучить сотрудников call-центра в течение 2-х минут находить нужную информацию в базе знаний и озвучивать её клиенту».

Шаг №2. Диагностика

Хороший способ продолжить работу – это изучить целевую аудиторию. Цель этапа – узнать особенности будущих пользователей, чтобы подобрать эффективные методы обучения.

Допустим, мы готовим программу для сотрудников call-центра. Чтобы провести диагностику, можно:

  • Отправится непосредственно в call-центр. Посмотреть на то, как работают сотрудники, задать им вопросы о текущем обучении, какие методы им удобны, а какие совсем неэффективны.

  • Почитать соцсети компании, изучить блоги, где сотрудники могут делиться своим опытом и мнениями.

  • Пригласить эксперта – например, старшего или ведущего специалиста. Тот со своей стороны может рассказать о проблемах и потребностях коллектива.

  • Спросить у руководителя подразделения/компании, сколько человек у него работает, сколько им лет, какой половой состав коллектива, какое образование у сотрудников и какие есть ожидания от обучения.

Шаг №3. Выбор подхода

ЦА понятна – пора выбирать подход к проектированию образовательного процесса.

Подход может быть обусловлен целью, которая стоит перед учебной программой. Разберём три варианта.

Ориентация на результат.

Автор программы составляет карту компетенций – что должны знать и уметь сотрудники после обучения. Определяет задачи обучения.

В случае с сотрудниками call-центра, такой подход оправдан, например, когда нужно обучить работать в программе новых сотрудников.

Приоритет на решение проблемы.

Продолжая пример из предыдущего пункта, к проблемам можно отнести ситуации:

  • операторы слишком долго держат клиента на паузе;

  • операторы неправильно составляют обращения со слов клиента;

  • клиенты жалуются на грубость со стороны операторов.

Решение проблемы должно стать задачей обучения. В каждом из приведённых примеров проблем решением может стать формирование нужных навыков.

Если проблема более глобальна, в ход идут специальные методики.

Акцент на новом опыте.

В процессе обучения пользователь получает новый опыт и именно этот процесс является самым важным. Это может быть опыт командной работы, решения задач в сжатые сроки, взаимодействие с новой программой или сложным клиентом в безопасных условиях. Здесь удачной мыслью будет применение AR или VR инструментов.

Самым простым подходом проектирования многие методисты считают вариант «от результата». Однако проектирование «от проблемы» даёт больше эффекта при разработке систем онлайн-обучения. Он помогает подготовить учеников к решению реальных вопросов.

Тем не менее, не обязательно ограничивать себя одним подходом. Можно взять за основу какой-то один подход и обогатить его элементами из других. В чистом виде подходы используются редко.

Шаг № 4. Проектирование «пути пользователя»

На этом шаге уже понятна цель обучения, особенности ЦА и подход к созданию программы обучения. По сути, уже можно начинать составлять сценарий будущего курса. Но мы рекомендуем потратить ещё немного времени и смоделировать условия, в которых пользователи будут проходить курс.

«Путём пользователя» мы называем тот алгоритм, который проходит человек сразу после уведомления «вам назначен курс». Здесь пригодятся результаты анализа ЦА:

  1. На чем учатся пользователи: пк, ноутбук, планшет или смартфон?

  2. Как работает платформа для обучения?

  3. Сколько у пользователей есть времени на изучение курса?

  4. Пользователи чаще изучают курсы единовременно – то есть весь материал за один присест, или растягивают обучение и читают/смотрят материал кусочками?

  5. У пользователей есть навык работы с подобными продуктами? Им знакома система навигации?

Ответы на эти вопросы подскажут, как человек будет взаимодействовать с курсом, где у него могут возникнуть сложности и негативные эмоции.

Например, возрастным пользователям может быть сложно сразу понять, как работает мобильное обучение. И на этапе проектирования нужно будет продумать понятную инструкцию по навигации – сразу «подложить соломку», чтобы избежать негатива от первых же слайдов.

Шаг №5. Программа обучения

Все шаги до этого момента были подготовкой. Настоящее творчество и кропотливая работа начинается на этом этапе. В случае с курсами Лабмедиа мы создаём не просто программу обучения, а сценарий. В него сразу включаем все тексты теории и практик, референсы иллюстраций, вопросы тестов, ссылки на ролики и документы.

Методист, сценарист или педагогический дизайнер досконально продумывает курс на стадии сценария. Здесь нужно решить, в какой последовательности идут блоки теории и практики, какого они будут размера, как их лучше проиллюстрировать. Продумать, как будут работать практические и тестовые задания, как будет выглядеть обратная связи.

Если в курсе планируется нелинейная навигация, на этапе сценария мы прописываем все возможные «пути пользователя».

Автор программы или сценария в процессе всей работы должен сверяться с:

  • целью и задачами обучения;

  • выбранным подходом;

  • выводами из диагностики ЦА и «пути пользователя».

В процессе педагогического творчества, легко увлечься и отойти от изначального направления. Тогда цель не будет достигнута.

Как методист работает с экспертами

Когда программу создаёт автор обучения, все материалы принадлежат ему – на основании своей теории он и творит программу. Если для создания курса привлекается внешний методист, он обращается за материалами к одному или нескольким экспертам. И на протяжении всего пути создания сценария/программы они работают вместе.

Есть несколько способов совместной работы:

  • У эксперта уже есть материалы в готовом или частично готовом виде. Он передаёт их методисту. Тот обрабатывает информацию: редактирует текст, добавляет визуализацию, практики. Обращается к эксперту за консультацией.

  • У эксперта нет готовых материалов. Тогда методолог создаёт бриф, где указывает основные темы и вопросы, которые нужно раскрыть. Эксперт заполняет бриф – это и становится материалами для будущего курса.

  • У эксперта нет материалов и времени на заполнение брифа. Тогда методист отправляется к эксперту за интервью. Задаёт вопросы и записывает информацию на диктофон. Потом обрабатывает и создаёт программу курса.

Бывает так, что курс состоит из видеолекций с участием самого эксперта. Здесь роль методиста в том, чтобы подготовить последовательность лекций, скорректировать текст выступления так, чтобы он стал органичной частью всей программы.

А что дальше?

Программа обучения готова – теперь нужно оформить курс: создать дизайн элементов, нарисовать иллюстрации, снять и смонтировать видео, анимировать схемы и так далее. А затем собрать всё в единый файл курса и протестировать его. Как это происходит, мы подробнее рассказали в одной из наших предыдущих статей.

Отметим, что после выпуска курса, работа над его программой не заканчивается.

Важно отслеживать реакцию студентов, уточнять их потребности в процессе обучения. Вносить коррективы, предлагать актуальную информацию, обновлять сведения по мере изменения ситуации.

У разработчиков появляются новые цели: наблюдать за реакцией пользователей на курс, анализировать, сколько учеников проходят программу до конца (доходимость), изучать, удается ли достичь поставленных перед обучением целей.

Создание учебной программы с Лабмедиа

Можно использовать бесплатный конструктор для создания учебных программ и заниматься этим самостоятельно. Однако нехватка знаний и навыков в этой сфере могут очень замедлить и осложнить процесс.

Можно обратиться к профессиональным разработчикам. Лабмедиа располагает возможностями для создания учебного курса с нуля, который будет отвечать современным требованиям и сможет вовлечь пользователей в обучение.

  • Мы разрабатываем продукты, подбираем сценарии под потребности целевой аудитории.

  • Моделируем дизайн, сюжеты и персонажей.

  • Каждый элемент программы прорабатываем отдельно: графика, тексты, анимация, практические задания.

  • Создаем обучающие продукты по стандарту SCORM, который можно легко интегрировать с большинством обучающих систем.

  • Сотрудничаем с частными специалистами и крупными предприятиями.

Одна из наших разработок – курс «Инклюзивность», созданный для компании «Полиметалл». Он включает теоретические блоки, в которых рассказывается о том, как сотрудники с ограниченными возможностями здоровья могут адаптироваться в рабочей обстановке. Даются знания для руководителей. Приводятся способы создания благоприятной среды для работы каждого сотрудника компании.

Ещё один пример: для компании «Leader Team» разработана программа автоматизации обучения работников в области мерчендайзинга, чтобы повысить уровень сервиса.

Мы готовы создать учебный курс онлайн под ваши потребности. Звоните менеджеру или заполняйте заявку на консультацию на сайте.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Подписаться
Вы подписаны
Теперь вы будете в курсе новых публикаций в блоге Лабмедиа!