Корпоративное обучение против осенней хандры и постотпускного блюза
Осень – период дождей, дополнительных трат, последних отпусков и ухода тепла. В этой статье разберём свежее исследование по влиянию осени на настроения в коллективах и влияние обучения на стресс.
Осень – период дождей, дополнительных трат, последних отпусков и ухода тепла. Возвращение из летней сказки для половины сотрудников может стать фактором для снижения продуктивности. Кто-то испытает лёгкую подавленность, а некоторые разочаруются в свой работе и пойдут писать известные заявления по собственному желанию.
В этой статье разберём свежее исследование по влиянию осени на настроения в коллективах и влияние обучения на стресс. Приведём несколько ценных цитат из выпуска Вовлекай-подкаста с участием психотерапевта Натальи Бехтеревой.
Как осень влияет на продуктивность команд?
Буквально год назад, в сентябре 2024 года сервисы Работа.ру и СБЕР АПТЕКА проводили опрос среди 3500 сотрудников разных компаний в разных регионах России. Авторов исследования интересовало, ощущают ли россияне осеннюю хандру и насколько сильно она влияет на их работоспособность.
Оказалось, что уныние от ухода летнего тепла ощущают больше половины опрошенных. Часть из них испытывает лёгкое напряжение и снижение уровня энергии, но 32% опрошенных признались в апатии, сонливости, проседании работоспособности. 10% страдают от ощутимого снижения концентрации внимания, им сложно сосредоточиться на рабочих задачах.
А теперь представьте, что в эти 10% могут попасть ваши ключевые сотрудники.
Попробуем перечислить часть причин осенней хандры, чтобы оценить, можем ли мы на них повлиять:
-
Световой день становится короче, а значит количество бесплатного витамина D становится тоже меньше.
-
Дети идут в садик и школу, что требует от родителей дополнительных трат на закупку необходимых вещей.
-
Большая часть отпусков остаётся позади, сотрудники возвращаются из путешествий, а впереди только работа до новогодних праздников.
Допустим, уровень витамина D можно выяснить и повысить, а траты на учебники – запланировать. С постотпускным синдромом не всё так просто. Печаль, опустошенность, меланхоличное настроение после траты последнего отпускного дня в году привели к тому, что у состояния появилось название «постотпускной блюз» (post-vacation blues). Дальше мы поделимся своими находками и советами, как сделать так, чтобы эта «мелодия» поменьше кружила головы вашим коллегам и сотрудникам.
Разговоры о развитии как средство от меланхолии
Разбор почты и попытка актуализировать статусы по задачам могут стать для сотрудника тем самым «плавным стартом» после отпуска. Он необходим, чтобы без стресса включиться в работу.
А если это не сработало и стресс накрыл человека с головой, ему может хорошо помочь разговор с руководителем о возможностях для развития и роста в компании. Когда есть ИПР (индивидуальный план развития), то выход из отпуска становится отличным поводом о нём побеседовать. Хорошо могут помочь новые задачи, непривычный функционал и, конечно, обучение новым навыкам.
В середине лета вышел выпуск Вовлекай-подкаста с Натальей Бехтеревой в качестве гостя. Мы говорили о влиянии стресса на обучение и, наоборот, о том, как обучение влияет на стресс. Выводы получились неоднозначными. Обучение может как вызывать, усугублять стресс, так и помогать с ним справиться.
Каким должно быть обучение, чтобы снизить уровень стресса?
«Все обучения должны быть системные, чтобы стрессоустойчивость и жизнестойкость повышались».
Наталья Бехтерева – практикующий психотерапевт. Она помогает бизнесам оценивать и улучшать ментальное здоровье сотрудников. Наталья выступает против «чайка-тренингов» (прилетел – тренинг провёл – улетел), то есть считает, что разовые учебные мероприятия не несут никакой пользы. И отсюда мы выделим первый принцип:
Обучение должно быть системным и продолжительным.
Не получится справиться с падением работоспособности одним курсом или одним тренингом. Здесь нужна проработанная программа, разные форматы взаимодействия с учебным контентом, обсуждения, обратная связь и применение знаний.
Мало выстроить грамотную форму обучения. Оттолкнуться стоит от его целей и содержания.
«Обучение должно быть связано с личными и бизнес-целями, чтобы избежать сопротивления и стресса».
Разберёмся на примере. Руководитель назначает молчаливому программисту курсы по эмоциональному интеллекту, ведению переговоров и коммуникации. Со стороны видно, что у руководителя благая цель – помочь сотруднику наладить контакт с командой и развить недостающие навыки. Но с точки зрения сотрудника это навязывание того, что ему чуждо и не нужно. «Дайте код писать спокойно», – думает он. Цели руководства не совпали с личными целями сотрудника, и обучение стало источником стресса.
Другой пример. Менеджер по продажам теряет часть премии из-за того, что не справляется с нормой по холодным звонкам. Руководитель назначает ему учебную программу с теорией и практикой по ведению продаж по телефону. Сотрудник чувствует внутреннюю потребность развить этот навык и рад такому обучению. Его цели совпали с бизнес-целями компании в данном случае. Обучение востребовано и стресс от неудачных звонков снижается.
«Важно понимать, зачем человеку нужно обучение, чтобы он сам захотел и сам попросил».Это второй принцип:
Учебные цели должны соответствовать личным целям сотрудника, целям руководства и бизнеса.
Мы уверены, что в случае с программистом и курсами по ЭИ тоже можно найти подход. Важно определить, что для сотрудника является ценностью, оттолкнуться от этого и показать, к каким полезным результатам может привести изначально не привлекательное обучение. Сформировать ценность – сформулировать цель, которая заинтересует человека.
А вот и одна из причин, почему изучать эмоциональный интеллект будет полезно даже программисту.
Лечим не только причины стресса, но и симптомы
«Если каждый день по чуть-чуть заниматься селф-скилами, то в целом наша стрессоустойчивость и жизнестойкость повысится, и мы сможем легче справляться с трудностями и также легче обучаться».
Наталья разработала модель 7 навыков работы над собой (Self Skills), куда входят в том числе и управление эмоциями, саморефлексия и взаимоотношения с другими. Всё это относится к эмоциональному интеллекту.
Развитый ЭИ позволяет выбирать свои реакции на события и раздражители, управлять своим состоянием в моменте и лучше понимать других. Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта легче переносит и осеннюю хандру, и выход из отпуска.
Руководитель способен помочь сотрудникам развивать навыки управления эмоциями и стрессом. Показывать своим примером, давать материалы, предлагать обучение и объяснять его ценность.
______________________
Как мы можем помочь?
-
Поможем выстроить систему обучения на платформе Вовлекай.
-
Дадим готовые треки и программы обучения базовым гибким навыкам – сервис Обучай.
-
Наполним вашу библиотеку готовыми Авторскими курсами по самым востребованным навыкам.
-
В течение осени вы можете приобрести пакет из 10 готовых курсов Лабмедиа со скидкой 50%. В подарок мы забрендируем эти курсы под фирменный стиль вашей компании. Подробнее на сайте