На стыке Soft и Digital Skills
Трансформация подхода к онлайн-обучению
Здесь мы расскажем, как и почему мы пришли к новому формату курсов по работе в программном обеспечении, а также за счёт каких приёмов такие курсы помогут формировать устойчивый навык.
От чего ушли…
В поиске свежих идей и новых подходов, мы неизбежно сталкиваемся с мыслью: зачем менять старое, ведь оно тоже неплохо работает. Так можно сказать и о курсах по работе в ПО. Есть отработанный метод обучения путём частичной симуляции работы в программе: в курсе обучающийся по подсказкам нажимает кнопки на скриншотах реальной программы и читает, зачем он это делает.
Таким образом мы моделируем работу в системе, но в «безопасном режиме» – пользователь отработает все операции и не отправит, например, деньги не тому клиенту банка. И в тех случаях, когда нужно запомнить чёткий алгоритм, это отлично работает.
Но есть ряд нюансов:
- В таком подходе мы концентрируем внимание пользователя на конкретной кнопке, на которую нужно нажать в данный момент. Мы ведём его за ручку и не позволяем сделать ни шага в сторону.
- «Клик-клик» – пользователь делает множество нажатий, буквально сотни за курс. Кому-то это нравится, а кого-то – утомляет.
- Есть риск, что спустя десяток нажатий монотонные действия притупляют внимание пользователя, и он начинает проходить курс бездумно.
- Если заученный алгоритм тут же не начать применять в работе, эти знания потеряются.
Однако не во всех программах нам нужно воспроизводить чёткий алгоритм, чтобы достичь результата. Порой это гибкий и даже творческий процесс. Например, чтобы создать грамотную презентацию в PowerPoint или провести анализ данных в Excel, мало знать алгоритм – нужно обладать навыком работы в этих программах.
Как сформировать навык
Цифровые навыки – это не просто знание всех кнопок в интерфейсе, а понимание, какой инструмент, когда и как применять, чтобы добиться максимального результата и сэкономить время.
Мы выделили 5 приёмов обучения, которые помогут сформировать навык:
- В обучении идти от проблемы или от задачи. Если человек не видит потребности в новой информации, он её не запомнит. Хорошо, когда он открывает курс в поиске ответа на свой вопрос. В противной ситуации этот вопрос, задачу или проблему для обучающегося должны сформировать мы – создатели курса.
- Разделить материал на порции. Современному обучающемуся гораздо удобнее потреблять новую информацию небольшими частями – спасибо клиповому мышлению, соцсетям и мобильным телефонам.
- Тут же отрабатывать знания на практике. В практических заданиях пользователь должен не просто воспроизводить алгоритм, а применять теорию для решения практических задач.
- Давать подробную обратную связь. В любом деле она будет мощным инструментом развития, и не стоит пренебрегать этим в обучении.
- Вовлекать через сюжет и примеры. Ими нужно разбавлять теорию, чтобы активизировать воображение и мышление обучающегося.
Реализация всех приёмов в курсе по MS Excel
Одно дело – говорить о принципах, и совсем другое – применять их в работе. Чтобы не рисовать абстракцию, покажем, как применили приёмы эффективного обучения в новом Авторском курсе «MS Excel: с нуля до профессионала».
В курсе пользователь знакомится с тем, как быстро и точно вводить данные в Excel-документ, использовать формулы для объёмных вычислений, наглядно представлять данные и печатать таблицы.
Порции
Вся структура курса поделена на смысловые единицы. В нём 4 модуля, в каждом из которых 5 тем. Темы в свою очередь разделены на подтемы. Таким образом мы подаём материал небольшими частями – на каждый модуль пользователь тратит 15-25 минут.
От проблемы к решению
В начале каждой темы предлагаем обучающемуся небольшой сюжет. Например, формулируем возможную проблему – сотрудница получила неразделённую по столбцам таблицу, которую невозможно анализировать.
Отработка информации в реальной программе
В начале модуля мы предлагаем пользователю скачать Excel-файл с шаблоном. Обучающийся открывает его и получает ту самую таблицу из сюжетного вступления.
Затем он читает теорию и смотрит на скриншоты, параллельно выполняя все действия в реальной программе.
Пример представления теории
Пользователь видит решение сформулированной в сюжете проблемы – разделённую по столбцам таблицу – как в курсе, так и в своём файле.
Практика и обратная связь
Практические задания составляют больше половины работы пользователя с курсом и помогают сформировать навык. Вот, как это происходит:- Пользователь скачивает файл с заданием и выполняет его в Excel.
Представление задания в Excel-файле - Полученные ответы он вписывает в поля для ввода на экране курса.
- Получает обратную связь: похвалу – если всё правильно, и предложение исправить ответ – если есть ошибки.
Домашние задания
Проверочные задания нужны, чтобы пользователь закрепил то, что он изучил в теоретической части. Но мы идём дальше – используем эвристический подход и предлагаем набор домашних заданий. Это задачи для тренировки разного уровня сложности. В них пользователю нужно не только применить полученные знания, но и самостоятельно найти новые решения.
Разберём, как это происходит.
- Обучающийся выбирает тему и уровень сложности.
- Скачивает Excel-документ с заданием и выполняет его. Порой, чтобы найти решение, нужно самостоятельно подобрать новые функции и разобраться в том, как их использовать.
- Документ с выполненным заданием пользователь загружает в курс.
- Курс автоматически проверяет загруженный файл и выдаёт обратную связь.
- Если с заданием возникли сложности, пользователь скачивает документ с правильным решением. В нём обучающийся может проверить себя и разобраться, какие формулы нужно было использовать.
Дополнительные приёмы
Когда мы не формулируем проблему, мы называем конкретную задачу. Например, построить график по таблице.
В таком случае мы применяем небольшие хитрости:
- Показываем простые или неочевидные способы решения задачи.
- Называем «волшебные» слова, например: «результат за пять шагов», «буквально три клика», «секреты мастерства» и тому подобное.
- Даём лайфхаки.
Пример использования «волшебных» слов в речи персонажа
… к чему пришли. Вместо резюме
Когда целью обучения становится не запоминание алгоритма, а формирование навыка, метод ограниченной симуляции работы в программе теряет свою эффективность. Здесь же мы применили подходы, которые используем при обучении Soft Skills, и получили гибкие универсальные курсы.
- В новых курсах нет бездумного нажатия на выделенные на скриншоте области, но есть шаблоны для работы в реальной программе.
- Пользователь сразу применяет новые знания на практике, когда выполняет действия параллельно с изучением теории, решает проверочные и домашние задания.
- Новшеством стала автоматическая проверка файлов с выполненными заданиями прямо в курсе.
- Приёмы микрообучения в курсах по работе в MS Office стали залогом формирования цифровых навыков.