На стыке Soft и Digital Skills

Трансформация подхода к онлайн-обучению

Здесь мы расскажем, как и почему мы пришли к новому формату курсов по работе в программном обеспечении, а также за счёт каких приёмов такие курсы помогут формировать устойчивый навык.

От чего ушли…

В поиске свежих идей и новых подходов, мы неизбежно сталкиваемся с мыслью: зачем менять старое, ведь оно тоже неплохо работает. Так можно сказать и о курсах по работе в ПО. Есть отработанный метод обучения путём частичной симуляции работы в программе: в курсе обучающийся по подсказкам нажимает кнопки на скриншотах реальной программы и читает, зачем он это делает.

Таким образом мы моделируем работу в системе, но в «безопасном режиме» – пользователь отработает все операции и не отправит, например, деньги не тому клиенту банка. И в тех случаях, когда нужно запомнить чёткий алгоритм, это отлично работает.

Но есть ряд нюансов:

  • В таком подходе мы концентрируем внимание пользователя на конкретной кнопке, на которую нужно нажать в данный момент. Мы ведём его за ручку и не позволяем сделать ни шага в сторону.
  • «Клик-клик» – пользователь делает множество нажатий, буквально сотни за курс. Кому-то это нравится, а кого-то – утомляет.
  • Есть риск, что спустя десяток нажатий монотонные действия притупляют внимание пользователя, и он начинает проходить курс бездумно.
  • Если заученный алгоритм тут же не начать применять в работе, эти знания потеряются.

Однако не во всех программах нам нужно воспроизводить чёткий алгоритм, чтобы достичь результата. Порой это гибкий и даже творческий процесс. Например, чтобы создать грамотную презентацию в PowerPoint или провести анализ данных в Excel, мало знать алгоритм – нужно обладать навыком работы в этих программах.

Как сформировать навык

Цифровые навыки – это не просто знание всех кнопок в интерфейсе, а понимание, какой инструмент, когда и как применять, чтобы добиться максимального результата и сэкономить время.

Мы выделили 5 приёмов обучения, которые помогут сформировать навык:

  1. В обучении идти от проблемы или от задачи. Если человек не видит потребности в новой информации, он её не запомнит. Хорошо, когда он открывает курс в поиске ответа на свой вопрос. В противной ситуации этот вопрос, задачу или проблему для обучающегося должны сформировать мы – создатели курса.
  2. Разделить материал на порции. Современному обучающемуся гораздо удобнее потреблять новую информацию небольшими частями – спасибо клиповому мышлению, соцсетям и мобильным телефонам.
  3. Тут же отрабатывать знания на практике. В практических заданиях пользователь должен не просто воспроизводить алгоритм, а применять теорию для решения практических задач.
  4. Давать подробную обратную связь. В любом деле она будет мощным инструментом развития, и не стоит пренебрегать этим в обучении.
  5. Вовлекать через сюжет и примеры. Ими нужно разбавлять теорию, чтобы активизировать воображение и мышление обучающегося.

Реализация всех приёмов в курсе по MS Excel

Одно дело – говорить о принципах, и совсем другое – применять их в работе. Чтобы не рисовать абстракцию, покажем, как применили приёмы эффективного обучения в новом Авторском курсе «MS Excel: с нуля до профессионала».


В курсе пользователь знакомится с тем, как быстро и точно вводить данные в Excel-документ, использовать формулы для объёмных вычислений, наглядно представлять данные и печатать таблицы.

Порции

Вся структура курса поделена на смысловые единицы. В нём 4 модуля, в каждом из которых 5 тем. Темы в свою очередь разделены на подтемы. Таким образом мы подаём материал небольшими частями – на каждый модуль пользователь тратит 15-25 минут.

От проблемы к решению

В начале каждой темы предлагаем обучающемуся небольшой сюжет. Например, формулируем возможную проблему – сотрудница получила неразделённую по столбцам таблицу, которую невозможно анализировать.


Отработка информации в реальной программе

В начале модуля мы предлагаем пользователю скачать Excel-файл с шаблоном. Обучающийся открывает его и получает ту самую таблицу из сюжетного вступления.


Затем он читает теорию и смотрит на скриншоты, параллельно выполняя все действия в реальной программе.


Пример представления теории

Пользователь видит решение сформулированной в сюжете проблемы – разделённую по столбцам таблицу – как в курсе, так и в своём файле.


Практика и обратная связь

Практические задания составляют больше половины работы пользователя с курсом и помогают сформировать навык. Вот, как это происходит:

  1. Пользователь скачивает файл с заданием и выполняет его в Excel.
    Представление задания в Excel-файле
  2. Полученные ответы он вписывает в поля для ввода на экране курса.
  3. Получает обратную связь: похвалу – если всё правильно, и предложение исправить ответ – если есть ошибки.


Домашние задания

Проверочные задания нужны, чтобы пользователь закрепил то, что он изучил в теоретической части. Но мы идём дальше – используем эвристический подход и предлагаем набор домашних заданий. Это задачи для тренировки разного уровня сложности. В них пользователю нужно не только применить полученные знания, но и самостоятельно найти новые решения.

Разберём, как это происходит.

  1. Обучающийся выбирает тему и уровень сложности.

  2. Скачивает Excel-документ с заданием и выполняет его. Порой, чтобы найти решение, нужно самостоятельно подобрать новые функции и разобраться в том, как их использовать.
  3. Документ с выполненным заданием пользователь загружает в курс.
  4. Курс автоматически проверяет загруженный файл и выдаёт обратную связь.
  5. Если с заданием возникли сложности, пользователь скачивает документ с правильным решением. В нём обучающийся может проверить себя и разобраться, какие формулы нужно было использовать.

Дополнительные приёмы

Когда мы не формулируем проблему, мы называем конкретную задачу. Например, построить график по таблице.

В таком случае мы применяем небольшие хитрости:

  • Показываем простые или неочевидные способы решения задачи.
  • Называем «волшебные» слова, например: «результат за пять шагов», «буквально три клика», «секреты мастерства» и тому подобное.
  • Даём лайфхаки.


Пример использования «волшебных» слов в речи персонажа

… к чему пришли. Вместо резюме

Когда целью обучения становится не запоминание алгоритма, а формирование навыка, метод ограниченной симуляции работы в программе теряет свою эффективность. Здесь же мы применили подходы, которые используем при обучении Soft Skills, и получили гибкие универсальные курсы.

  1. В новых курсах нет бездумного нажатия на выделенные на скриншоте области, но есть шаблоны для работы в реальной программе.
  2. Пользователь сразу применяет новые знания на практике, когда выполняет действия параллельно с изучением теории, решает проверочные и домашние задания.
  3. Новшеством стала автоматическая проверка файлов с выполненными заданиями прямо в курсе.
  4. Приёмы микрообучения в курсах по работе в MS Office стали залогом формирования цифровых навыков.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Подписаться
Вы подписаны
Теперь вы будете в курсе новых публикаций в блоге Лабмедиа!