Почему все вокруг говорят о Soft Skills, и как эффективно обучить им своих сотрудников

Почему развивать Soft Skills важно? Цифры и факты

«Сегодня компании меньше интересуются тем, что вы умеете делать сейчас, но обращают гораздо больше внимания на то, каков ваш потенциал обучаемости и адаптивности. Технологии меняются очень быстро, поэтому нам нужны люди, способные мыслить на перспективу. Исключительно важны умения слушать и общаться».
— Хью Пайпер, управляющий директор компании Manpower - лидера кадровой индустрии

«93% работодателей говорят о том, что Soft Skills играют решающую роль при принятии решения о том, кого они хотят нанять».
— Ян Сигел, соучредитель и генеральный директор ZipRecruiter (цитата из недавнего отчета компании по теме «Перспективы рынка труда для выпускников»)

Чтобы разобраться в теме актуальности Soft Skills более детально, давайте взглянем на нее с научной точки зрения. Мы собрали несколько любопытных результатов исследований по данному вопросу и предлагаем вам с ними ознакомиться:
  • В результате международного исследования «Employer Satisfaction with Graduate Skills» выяснилось, что работодатели из разных отраслей промышленности больше удовлетворены теми принятыми на работу выпускниками, у которых среди навыков они обнаруживают креативность, высокую мотивацию и навыки критического мышления. 
  • Исследования, проведенные Гарвардским университетом, Фондом Карнеги и Стэнфордским исследовательским центром, пришли к выводу, что 85% успеха в работе зависит от хорошо развитых социальных навыков и навыков работы с людьми, и только 15% — от технических навыков и знаний (так называемых Hard Skills). Это исследование берет свое начало с работы Чарльза Риборга Манна «Исследование инженерного образования», опубликованной ещё в далеком 1918 году.
  • В исследовании 2011 года «Отчет о состоянии отрасли» (Green & McGill, 2011), проведенном Ассоциацией развития талантов (ATD), ранее известной как Американское общество обучения и развития (ASTD), говорится, что работодатели США потратили 171,5 миллиард долларов на обучение и развитие сотрудников в 2010 году, причем 27,6% от этой суммы было направлено на обучение навыкам межличностного общения.
  • Выдержка из исследования, проведенного компанией Лабмедиа совместно с ЯрГУ имени П.Г. Демидова: «При найме специалистов работодатели придавали первостепенное значение их профессиональным навыкам, а также добросовестности, самостоятельности, умению решать возникающие проблемы и эффективно взаимодействовать с коллегами».
Окей, теперь должно быть очевидно, что Soft Skills не только являются не менее важными, чем Hard Skills (профессиональные компетенции), но и часто играют решающую роль при трудоустройстве.

Но разумеется, фокус на гибкие навыки направлен не только при найме на работу. Каждая уважающая себя компания на постоянной основе вкладывается в обучение своих сотрудников, ведь понимает, что они — центральная движущая сила, от которой зависит успех всей компании.


Методы развития Soft Skills у сотрудников

Как же эффективно обучить сотрудников компании гибким навыкам? Давайте рассмотрим 2 интересных метода.

Метод №1. Обучение на основе опыта (Цикл Колба)

Данный метод разработан американским специалистом по психологии обучения взрослых Дэвидом Колбом и является одним из базовых элементов его большой модели опытно-ориентированного обучения. 

Цикл Колба включает в себя 4 этапа: конкретный опыт; рефлексивное наблюдение; абстрактная концептуализация и активное экспериментирование. Но мы решили дополнить его еще одним пунктом, который нам кажется действительно важным в рамках обучения гибким навыкам — формирование новой установки. Он отвечает на вопрос, почему, казалось бы, сотрудники всё знают и умеют, но не применяют это в работе. Давайте обо всём по порядку.

1. Конкретный опыт

Этот этап подразумевает столкновение сотрудника с новой ситуацией в работе, которая требует применения гибкого навыка. Эта ситуация должна вывести из зоны комфорта, вызвать некоторое затруднение, заставить переосмыслить привычный механизм работы. Бросьте вызов своим сотрудникам и создайте безопасную среду для экспериментов. 

Примеры:
  • Упражнения и ролевые игры;
  • Решение проблем и кейсов;
  • Выполнение привычной задачи по-новому;
  • Самостоятельное использование программного обеспечения (тренажёры, симуляторы);
  • Создание проекта.
2. Рефлексивное наблюдение

На этом этапе сотруднику предоставляется возможность найти причину, по которой ему не удалось добиться желаемого результата или для выполнения задачи было затрачено слишком много ресурсов. Благодаря рефлексивному наблюдению появляется потребность в получении новых знаний и навыков. Сотрудник осознаёт ценность обучения, формирует мотивацию и вовлеченность.

Примеры:
  • Групповое упражнение, в ходе которого сотрудники делятся, через что они прошли в работе, что у них получилось, а что нет;
  • Индивидуальная запись наблюдений и выводов;
  • Оценочный лист. Суть в том, что сотрудник разбивает свою деятельность на шаги, формулирует критерии оценки выполнения этих шагов, затем выставляет себе баллы и анализирует, почему не удалось справиться с задачами на максимум;
  • Анализ ситуации. Чтобы помочь сотрудникам проанализировать, через что они прошли, можете задать им ряд вопросов:
    • Что ты сделал?
    • Что ты испытал?
    • Что случилось?
    • Что было трудным?
    • Что было легко?
    • Что сработало хорошо?
    • Что не сработало?
Поощряйте сотрудников за свободное выражение их чувств, поддерживайте возникающие идеи, мотивируйте на поиск проблем.

3. Абстрактная концептуализация

На этом этапе необходимо предоставить сотрудникам знания, дефицит которых помешал им решить задачу или получить максимальный результат.

Примеры:
  • Обучающее видео;
  • Лекция;
  • Раздаточный материал;
  • Литература по теме;
  • Семинар.
Перечисленные форматы обучения должны отвечать принципам наглядности, научности, актуальности, систематичности и доступности.
Если материал подается в формате видео или лекции, подготовьте для сотрудников листы для записей, в которых может быть представлена часть теории. Также стоит оставить место для записи вариантов применения нового знания.

4. Активное экспериментирование 

Данный этап подразумевает получение опыта с применением полученных знаний (своего рода работа над ошибками). Это ваш шанс дать сотрудникам на практике понять, как они могут использовать в работе то, что испытали, обдумали и чему научились в процессе предыдущих этапов.

В качестве примера здесь можно привести те же упражнения, что были перечислены в первом пункте (конкретный опыт).

5. Формирование новой установки

Установка — это предрасположенность человека к определенной программе поведения в конкретной ситуации (некий автоматизм). Для развития гибких навыков формирование новой установки особенно актуально. Например, мало знать приемы тайм-менеджмента, важно иметь намерение эффективно распределять время и получать больше пользы от деятельности.

План формирования новой установки для сотрудников выглядит следующим образом:
  • Признание факта наличия проблемы (например, неэффективное распределение времени).
  • Связывание проблемы с установкой относительно предмета деятельности (“Мне нужно успеть выполнить все рабочие задачи до конца недели”).
  • Поиск доказательств того, что установка НЕ работает (“Неделю назад я выполнил все запланированные задачи, но не почувствовал, что работа была эффективной”).
  • Замена деструктивной установки на новую, позитивную. Важно при этом не создать противоположное утверждение из серии «Мне не нужно ничего успевать», «Я могу сделать столько, сколько захочу». Новые установки имеет смысл формулировать в разрешающей или допускающей форме. Например: «Мне нравится идея о том, что я могу добиваться большего результата за счет грамотного распределения времени», «Я разрешаю себе не выполнять те задачи, которые не относятся к цели моей работы», «Я даю себе право на выбор приоритетных задач, которым я буду уделять время и силы» и тд. В этих формулировках нет никаких противоречий. 
  • Внедрение в жизнь новой установки. Поначалу это будет просто новая концепция, не имеющая под собой личного опыта и поддержки в виде нейронных связей. Чтобы установка работала, необходимо получить подтверждение этого.
  • Поиск подтверждений того, что новая установка работает.
Метод обучения сотрудников гибким навыкам на основе опыта действительно является эффективным, но в большинстве случае он требует вложения большого количества ресурсов (финансовых, временных, человеческих). Поэтому хотим представить вам альтернативу — не менее эффективный, но при этом не требующий больших затрат метод.

Метод №2. Использование готовых электронных курсов

Готовые электронные курсы позволяют уменьшить нагрузку на организаторов обучения и передать максимум необходимых знаний о Soft Skills сотрудникам в ограниченный срок.

Если ваше время и бюджет сильно ограничены, то этот метод обучения вам идеально подойдет.

Для примера возьмем готовые курсы Лабмедиа и рассмотрим их 10 основных преимуществ.
  1. Быстрота покупки и внедрения (это происходит за считанные дни).
  2. Низкая цена (за счет чего можно внедрить сразу несколько курсов).
  3. Минимум теории. В курсах достаточно информации, чтобы получить комплексное представление о навыке и впитать основу знаний. Теории ровно столько, сколько необходимо для успешного практического применения.
  4. Микрообучение. Курсы разбиты на модули, каждый из которых — законченный и самостоятельный образовательный продукт.
  5. Курсы разработаны экспертами в области Soft Skills.
  6. Кейсы и практики. Слушатели курса погружаются в типичные ситуации, на примере которых демонстрируются механизмы работы изучаемых методик, приемов и техник.
  7. Визуал и сторителлинг. Мы создали 5 персонажей. Каждый курс — история из их жизни. Можно наблюдать, как навыки делают их работу эффективнее, и учиться вместе с ними.
  8. Каждый модуль содержит вопросы с “доброй обратной связью”. А в конце курса есть итоговый тест для проверки полученных знаний.
  9. Курсы наполнены полезными материалами для скачивания: чек-листы, памятки, шаблоны. Всё, что необходимо для эффективного внедрения навыков в жизнь.
  10. Курсы содержат список литературы, которую можно использовать для дальнейшего расширения знаний в этой области.
До 30 декабря 2022 года у вас есть замечательная возможность приобрести библиотеку готовых курсов Лабмедиа по Soft Skills, Digital Skills и безопасности со скидкой до 60%. Переходите по ссылке, изучайте условия акции, оставляйте заявку и внедряйте качественное электронное обучение в свою компанию.
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Подписаться
Вы подписаны
Теперь вы будете в курсе новых публикаций в блоге Лабмедиа!