Баннер в шапке

Портал финансовой грамотности. Кейс

Рано или поздно мы сталкиваемся с ситуацией, когда приходится выбирать из двух неизвестных. Потому что у нас не хватает ни знаний, ни опыта для осознанного выбора.

8 мин
60

Рано или поздно мы сталкиваемся с ситуацией, когда приходится выбирать из двух неизвестных. Потому что у нас не хватает ни знаний, ни опыта для осознанного выбора. Это может быть что угодно: выбор между аналоговым и оригинальным компрессором для автомобиля; попытка разобраться, куда деть накопленные деньги: отправить на депозит или вложиться в недвижимость, и т.д.

Конечно, можно зайти в автомастерскую или банк. Между тем, все мы понимаем, что в большинстве случаев там попытаются продать то, в чем ты не нуждаешься. Но где смогут доступно объяснить предмет, в котором ты ничего не понимаешь, да и не хочешь тратить много времени на его изучение? Мы уже давно задались таким вопросом, и нашли много полезных вещей буквально в самом близком окружении.

Компании, особенно из области розничных продаж, стали обучать своих клиентов. В продуктовых магазинах крупных сетей учат готовить из ингредиентов, которые можно приобрести тут же, на прилавке; в магазинах строительных товаров учат шпаклевать, красить. И это очень круто, стратегия «win-win», как говорят. Выигрывают все.

Таким же образом поступаем и мы в своей компании, стараемся давать клиентам больше знаний для осознанного выбора: проводим вебинары, дни открытых дверей, консультируем в личных встречах.

Задача

  • Как научить своего клиента грамотно, умно, расчётливо управлять своими финансами?
  • Как сделать так, чтобы выплата кредитов была штатной ситуацией в семье, а выбор инструмента вложения финансов не вызывал нервных "Да черт с ними, с этими деньгами, один раз живем, летим на Мальдивы!"?
  • Как сделать так, чтобы, пользуясь продуктами банка, человек получал выгоду для себя?

Понятно, что о том, как сколотить капитал и заставить накопления работать, лучше всего расскажет Гай Кавасаки или какие-то умные книжки. Но как сформировать понятийный аппарат, а самое главное – научиться принимать важные финансовые решения в жизненных ситуациях (естественно, с налетом нашей неповторимой ментальности) – вопрос.


От слов к делу

В конце 2015 года вместе с Банком Хоум Кредит мы задумали создать игру, в которой клиенты банка будут постигать основы финансовой грамотности. Идея принадлежала Максиму Дзюбе, руководителю дирекции «Урал».

Расписали идею, стали моделировать ситуации, в которых установка приложения или переход на сайт с игрой будут возможны.

– Хм… У нас поколение игроков в аркады, во время игры у них выключается мозг. Нужно ли нам, чтобы человек отключал мозг? – Нет. Есть идея получше: давайте сделаем карточки и мини-практики, кейсы, проходя которые человек будет запоминать информацию? – Неплохо, но недостаточно. – Почему? – Мотивация. Одно дело заставлять себя пополнять словарный запас английского, другое – разбираться с МФО, депозитами и прочими коллекторами.

Спустя пару месяцев мы пришли к прототипу будущего решения. Оно заключалось в создании клиентского образовательного портала, наполненного электронными учебными курсами по "бытовым" финансовым темам. Решили, что прохождение курсов должно быть в доступной и увлекательной форме.

Мы выделили две ключевые задачи, на которые ориентировались при разработке:

  1. Научить человека правильно действовать в связанной с финансами конкретной ситуации, с которой он столкнулся.
  2. Мотивировать человека вернуться на портал за новыми знаниями.

Нэйминг

У коллег родилась масса предложений по названию проекта. Некоторые из них: «ФинИнструктор», «ФинКласс», «ФинМастер». Вот аргументации в поддержку названий:


ФинКласс

Ассоциации:
  • класс - место, где учатся
  • класс! - здорово, круто, весело
В значке «Знак качества» обыгрывается жест «Класс» – поднятый палец. Таким образом, «класс» косвенно ассоциируется и с качеством жизни. Именно через качество жизни можно связать ФинКласс и тему финансового здоровья, заложенную в обучающем курсе.

Мастер

Ассоциация: Мастер – это тот, кто лучше всего разбирается в деле. Все хотят быть мастером в чем-то. В том числе Мастером Финансов (повелителем!) JЕщё Мастер воспринимается как какой-то мега-человек, к которому ты обращаешься, если у тебя что-то не работает. Сломался унитаз – сантехник (мастер), проводка сгорела – электрик (мастер), машинка стиральная – тоже спец-мастер. Что-то не так с финансами – конечно же финансовый мастер!

Путем тайного голосования остановились на ФинКлассе. Я голосовал за Мастера, но сроднился с ФинКлассом и сейчас не представляю себе другого названия.

Как это работает

  1. Регистрация. Клиентам выдается персональная ссылка, и мы понимаем, что зарегистрировался клиент банка.
  2. Заполнение анкеты. Здесь мы понимаем, какие курсы для обучения рекомендовать конкретному человеку.
  3. Прохождение электронных курсов.
  4. Зарабатывание баллов.
  5. Прохождение итогового тестирования и получение сертификата от Банка Хоум Кредит.

Игровые механики

Сделать образовательный портал в современных реалиях информатизации общества недостаточно. Нужно что-то, что заставит пользователя задержаться там, проявить интерес и азарт.

Поощрение активности

Мы начисляем баллы практически за все активные действия на портале: регистрацию, заполнение анкеты, прохождение курсов и т.д.


Мотивация

Ключевая игровая механика заложена даже не внутри портала, а внутри клиента – это его потребность в новом знании. Кейсовый подход убеждает проходить курс до конца – потому что это единственный способ понять, как решить свой вопрос.


Получение сертификата от Банка Хоум Кредит

Сертификат – это способ моментально поощрить клиента за активность, утвердить значимость полученной информации в собственных глазах.


Виртуальные награды

Виртуальные награды нужны для измерения активности участников. По сути, это проверенный способ увлечь пользователя идти дальше и получать новые и новые статусы/награды/бейджи.


Доступность на мобильных устройствах

Человек получает информацию о портале через смс или находясь возле точки продаж, где только что совершил покупку в кредит. Поэтому велика вероятность сценария, когда вход осуществляется через мобильное устройство. Возможность проходить обучение на мобильном устройстве – это тоже, по сути, механика игрового процесса (мы моделируем контекст обучения).

Мы отдельно потрудились над адаптивным интерфейсом и содержанием курсов, и это дало свои плоды – портал и курсы работают в мобильной среде, и клиенты могут их проходить на смартфонах.

Задача усложнялась тем, что велика вероятность короткой сессии – отвлекающие факторы при работе со смартфоном неизбежны. Поэтому появился актуальный формат: крупный шрифт, большие кнопки для удобного перелистывания, порционная подача информации.


Интерактивные элементы и визуализация прогресса обучения

Даже не стоит лишних слов. Это одна из базовых механик игрового процесса в принципе. Держать человека в курсе дел, давать ему возможность "делать что-то руками" и предоставлять обратную связь.


Электронные курсы

Мы выделили шесть ключевых тем, с которыми, как правило, может столкнуться широкая целевая аудитория:

  1. Управление семейным бюджетом.
  2. Выбор способа заимствования.
  3. Подготовка к жизни с кредитом.
  4. Финансовая безопасность.
  5. Кредитная история.
  6. Решение проблем с долгом.

Принципы разработки

Мы придерживались нескольких принципов:

  1. Контент должен быть представлен кейсами, которые целевая аудитория может примерить на себя. Кейсы разработаны в интерактивном режиме.


2. Быстрая обратная связь на действия пользователя.


Моделирование жизненных ситуаций позволяет в безопасном режиме совершить ошибку, а на ошибках, как известно, учатся.


Интерфейс

Если зайти на портал, то покажется, что ничего сложного, сверхъестественного там, с точки зрения интерфейса, нет. Но если вы так подумаете, значит мы добились своей цели. Сделать очень конкретный посыл, не растрясти изначальную идею, не уйти в море контента и, самое главное, сфокусировать человека на обучении и достижении цели – вот самое главное, что мы хотели.

Как мы продумывали, казалось бы, незначительные детали, и внутри команды, и с заказчиком – это отдельная история. Вот мы решали интерфейсную задачу размещения следующих элементов на экране:

  1. Возможность запуска курса.
  2. Прогресс курса.
  3. Доступность теста.
  4. Максимальное и текущее количество баллов.

ИТ-платформа

Для разработки мы выбрали CMS «1С-Битрикс: Управление сайтом - Эксперт».

Из особенностей

Мы подружили SCORM и 1С-Битрикс по части передачи данных (progress status и location) – из курса в систему и обратно. По этому поводу запилили в marketplace Битрикса бесплатный модуль.

Что дальше?

Несмотря на то, что проект запущен и количество активных пользователей постоянно растет, нам нужно работать над его улучшениями. На ближайшее будущее они такие: формирование рейтингов, интеграция с соц. сетями, розыгрыши, создание отдельного мобильного приложения, разработка словаря терминов, возможности общения внутри портала, актуализация и насыщение контентом. Нам важно, чтобы каждый нашел для себя ответ на свой, как ему кажется, неразрешимый вопрос.

P.s. Было бы здорово услышать обратную связь для работы над ошибками.


Напишите свой вопрос!

Если вы хотите больше узнать о Лабмедиа или не знаете, какой продукт или услугу выбрать, оставьте заявку