Разработка электронного курса от идеи до релиза
Электронный курс – инструмент, который делает обучение интерактивным. Движение по сюжету, тексты, схемы, визуализация и практические задания вовлекают сотрудников и стимулируют улучшать свои навыки. Онлайн-формат предлагает обучаемому самостоятельно получать информацию, усваивать и применять ее, проверяя себя при помощи тестов в любое удобное время.
Какие преимущества даёт внедрение e-learning в компании
- Сокращение расходов на обучение персонала. Разработанный электронный образовательный курс доступен для прохождения бесконечное количество раз и допускает внесение правок, если возникают изменения в содержании. Больше нет необходимости в организации очных сессий с приглашением лекторов, согласованием времени и места и т.д. Всё, что нужно – ПК или мобильное устройство с выходом в интернет.
- Ускорение процесса адаптации и превращения ученика в профессионала. E-learning курс плавно вводит новичков в работу без наставников, лишних стрессов и скучного штудирования инструкций и объемных учебных материалов в ограниченные сроки.
- Введение единой образовательной траектории в компании и возможность назначить изучение одной программы одновременно всем сотрудникам организации вне зависимости от их местоположения.
Разнообразие электронных курсов велико. Например, курсы, которые создаются для массовой аудитории и продвигаются через различные онлайн-каналы. Они обучают конкретным профессиям, расширяют знания в различных областях (кино, иностранные языки, садоводство, мода и т.п.), способствуют личностному развитию и т.д.
Также существуют курсы, направленные на решение задач бизнеса, в том числе обучения сотрудников. Это могут быть курсы
- онбординга,
- повышения квалификации,
- по приобретению новых знаний о продукте
- по развитию Soft Skills и. т.д.
1. Анализ потребностей
Прежде чем приступить к собственно разработке электронного курса, необходимо провести большую подготовительную работу.Нет смысла вводить обучение ради обучения или «потому что все остальные это делают». Первый шаг к осознанному созданию электронного курса – это определение причин, почему ваша аудитория нуждается в нём, и какую проблему он способен решить.
Начните с изучения потребностей сотрудников и компании в целом. Для подробного анализа используйте различные методы: от проведения простого интервью до более глубоких способов сбора данных, которые включают изучение прошлого опыта обучения и текущего уровня компетентности сотрудников.
- Тестирование и регулярная аттестация. Простые и доступные методы определения потребности в обучении. Они помогают быстро оценить уровень знаний и подготовки больших групп людей.
- Интервьюирование и анкетирование. Методы, которые позволяют не только выявить пробелы в знаниях, но и понять насколько сотрудники заинтересованы в углублении своих знаний и какие навыки они считают необходимыми для профессионального роста.
- Анализ компетенций. Метод, который помогает определить насколько каждый специалист соответствует утвержденной по его должности модели компетенций.
- Наблюдение и анализ результатов деятельности сотрудников. Наиболее долгосрочный метод анализа потребностей. Он позволяет заметить ошибки и нарушения, которые работник допускает в ходе работы, оценить уровень взаимодействия с коллегами и понять насколько рационально он расходует рабочее время.
2. Изучение целевой аудитории
Как правило, только понимания того, что ваши ученики – ваши сотрудники, мало для создания качественных обучающих продуктов в компании. Невозможно создать онлайн-курс для всех, который смог бы обучить, например, представителей разных отделов, с равной степенью успешности. Тогда какой смысл создавать то, что окажется заведомо бесполезным и никому не нужным? Никакого.
Изучение целевой аудитории непростой, но необходимый шаг.
- Сколько человек будут проходить обучение?
- Какую должность они занимают в компании?
- Каковы их демографические характеристики? (средний возраст, соотношение мужчин и женщин в группе, уровень образования, компьютерная грамотность и т.д.)
- Есть ли у учеников предварительные знания по теме? Насколько хорошо они ими владеют?
3. Постановка целей и задач курса
Определив тему курса и оценив его целевую аудиторию, вы должны понять какую ценность обучающиеся смогут извлечь из него извлечь. Поэтому прежде чем перейти непосредственно к этапу разработки, важно четко обозначить цели курса. Они должны быть конкретными и понятными с самого начала.Спросите себя: «Чему научатся сотрудники после окончания курса? Какие навыки они приобретут?»
Это поможет как вам, так и вашим сотрудникам. Вы поймете, какой контент необходим и как его организовать, чтобы получить необходимые результаты от e-learning. Обучающиеся получат полное представление о его важности для их профессионального роста и смогут сфокусироваться на достижении желаемого результата.
Не только курс в целом, но и каждый его раздел должен иметь четкую цель, которая, в свою очередь, разбивается на задачи. Каждая задача – это структурная единица, а её решение шаг достижению общей цели.
Определение соответствующих целей обучения может стать большой проблемой. Наиболее оптимальным является их установление в соответствии с критериями SMART:
- Конкретная (specific): убедитесь, что вы можете ответить на вопросы: Кто мои ученики? Что будет достигнуто?
- Измеримая (measurable): определите показатели, к которым вы стремитесь. Цифры и другие точные данные помогут измерить прогресс цели и оценить результаты.
- Достижимая (attainable): убедитесь, что цели не только измеримы, но и достижимы. Не поднимайте планку слишком высоко.
- Релевантная/актуальная (relevant): хорошая цель должна отвечать потребностям целевой аудитории. Определите, почему поставленные цели необходимы и стоит ли их достижение потраченных времени и усилий.
- Ограниченная (time-bound): поставьте сроки для прохождения курса и оцените смогут ли учащиеся достигнуть цели к концу курса.
4. Отбор контента
После того, как вы поставили цель, самое время разобраться с наполнением будущего онлайн-курса. Не имеет значения, насколько хорошо разработан ваш курс, если контент, которым вы делитесь, не имеет ценности для вашей аудитории. Вот почему этот шаг так важен.Вы должны взять проблему, которую вы определили в шаге №1, и найти информацию, которая конкретно её решает. Если вы - эксперт в этом вопросе, то подбор необходимых материалов не станет для вас затруднением. В противном случае вы можете обратиться к помощи экспертов со стороны.
5. Создание сценария курса
Когда у вас уже есть контент, необходимо понять, как его преподнести ученикам.
Продумайте логику и формат изложения материала. Лучший способ спланировать курс - записать каждый шаг, который обучающиеся должны сделать в хронологическом порядке, чтобы получить желаемый результат. Каждый шаг становится уроком в вашем курсе.
Определите тип контента. Комбинации текста, видео, изображений и скринкастов делают обучение привлекательными. Текстовый контент является важной и неотъемлемой частью онлайн-курсов, в идеале с набором рекомендаций для дальнейшего чтения. Но обучение только чтением не может считаться полностью эффективным. Поэтому простой способ сделать его более вовлекающим и полезным – включить визуальные ресурсы и интерактивные элементы. Они дополняют текстовую информацию, визуализируют её и облегчают процесс запоминания.
Определите длительность каждого занятия. Предоставляйте информацию в небольших количествах, опираясь на принципы микрообучения. Главная фишка – помещение изучаемого контента в рамки 10-15 минут. Такой подход помогает предоставить информацию в максимально сжатом виде, без лишней воды. А осознание, что учебный процесс займет несколько минут, позволяет людям легче его воспринимать.
Продумайте систему оценивания и обратную связь. Как правило, после изучения новой информации следует этап её закрепления и проверки. Основным инструментом для этого в электронном обучении являются тесты. Конечно, оценивание является необязательным элементом курса, но использование интерактивных викторин и рейтингов повышают вовлеченность обучающихся и эффективность обучения.
Определите условия, при которых прохождение курса считается успешным. Напишите все шаги, которые ваши сотрудники должны предпринять, чтобы завершить курс. Вы можете определить обязательное количество заданий и модулей для прохождения или количество правильных ответов в тесте, чтобы получить зачёт.
В результате этого этапа у вас получится готовая карта курса с набором теории и практики, чётко выстроенной структурой и соответствующей поставленным целям и задачам.
6. Оформление курса
Не забудьте, что внешний вид курса также имеет значение. Аккуратное и грамотно продуманное расположение контента, читабельный шрифт, цветовая палитра и единый стиль не только привлекают обучающихся проходить курс, но и помогают структурировать информацию, облегчить её восприятие и запоминание.7. Размещение курса
Если ваша компания только начинает работать с электронным обучением, вам нужно определить площадку, на которой оно будет проходить. Это может быть платформа-агрегатор или отдельный корпоративный ресурс.Чтобы правильно подойти к этому вопросу, подумайте о том, что подходит для вашей компании:
- Сколько людей получат доступ к сайту/платформе с онлайн-курсом?
- Как сотрудники смогут получат доступ к курсу: через устройства компании или собственные ПК и мобильные устройства?
- Готово ли ваше оборудование, серверы и базы данных для внедрения выбранной технологии? и т.д.
8. Пилотный запуск
Проведите пробный запуск курса, чтобы выявить неточности, протестировать систему и собрать обратную связь о полезности контента. В тестировании пилота могут участвовать как опытные сотрудники, так и новички, а также эксперты и методологи. Главное, чтобы количество «тестировщиков «было ограниченным.Подготовьте критерии, по которым фокус-группа сможет оценить новый курс. Например, общее впечатление, соотношение текста и изображений, качество контента и практических заданий, формирует ли этот курс навыки для эффективной работы и т.п.
Отзывы пилотной группы станут основой для корректировки и доработки обучения перед финальным запуском.
9. Запуск и дальнейшая жизнь электронного курса
Когда курс протестирован и в него внесены все правки, пришло время для его публикации. Чтобы сотрудники узнали о нем, его ценности и прошли до конца, вы можете провести презентацию обучения или его рекламу внутри компании. Также не забывайте использовать e-mail рассылку, чтобы напоминать о новых уроках, вебинарах или изменениях в курсе.
Процесс создания онлайн-курсов занимает много времени и требует больших усилий. Но следует помнить, что ни один курс не может оставаться всегда востребованным. Поэтому не забывайте собирать обратную связь от обучающихся, чтобы всегда поддерживать обучение в актуальном состоянии и в соответствии с реальными потребностями вашей компании.