Разработка электронного курса от идеи до релиза

Эффективность работы компании обеспечивают люди и их квалификация. Повысить мотивацию и продуктивность работы персонала без тренера, качественно и за короткий период возможно благодаря внедрению электронных курсов.
Электронный курс – инструмент, который делает обучение интерактивным. Движение по сюжету, тексты, схемы, визуализация и практические задания вовлекают сотрудников и стимулируют улучшать свои навыки. Онлайн-формат предлагает обучаемому самостоятельно получать информацию, усваивать и применять ее, проверяя себя при помощи тестов в любое удобное время.

Какие преимущества даёт внедрение e-learning в компании

  • Сокращение расходов на обучение персонала. Разработанный электронный образовательный курс доступен для прохождения бесконечное количество раз и допускает внесение правок, если возникают изменения в содержании. Больше нет необходимости в организации очных сессий с приглашением лекторов, согласованием времени и места и т.д. Всё, что нужно – ПК или мобильное устройство с выходом в интернет.
  • Ускорение процесса адаптации и превращения ученика в профессионала. E-learning курс плавно вводит новичков в работу без наставников, лишних стрессов и скучного штудирования инструкций и объемных учебных материалов в ограниченные сроки.
  • Введение единой образовательной траектории в компании и возможность назначить изучение одной программы одновременно всем сотрудникам организации вне зависимости от их местоположения.


Разнообразие электронных курсов велико. Например, курсы, которые создаются для массовой аудитории и продвигаются через различные онлайн-каналы. Они обучают конкретным профессиям, расширяют знания в различных областях (кино, иностранные языки, садоводство, мода и т.п.), способствуют личностному развитию и т.д. 
Также существуют курсы, направленные на решение задач бизнеса, в том числе обучения сотрудников. Это могут быть курсы
  • онбординга,
  • повышения квалификации,
  • по приобретению новых знаний о продукте
  • по развитию Soft Skills и. т.д.
Но вне зависимости от типа курсов, существует алгоритм, который является универсальным для создании своего обучающего продукта.

1. Анализ потребностей

Прежде чем приступить к собственно разработке электронного курса, необходимо провести большую подготовительную работу.
Нет смысла вводить обучение ради обучения или «потому что все остальные это делают». Первый шаг к осознанному созданию электронного курса – это определение причин, почему ваша аудитория нуждается в нём, и какую проблему он способен решить.
Начните с изучения потребностей сотрудников и компании в целом. Для подробного анализа используйте различные методы: от проведения простого интервью до более глубоких способов сбора данных, которые включают изучение прошлого опыта обучения и текущего уровня компетентности сотрудников.
  • Тестирование и регулярная аттестация. Простые и доступные методы определения потребности в обучении. Они помогают быстро оценить уровень знаний и подготовки больших групп людей.
  • Интервьюирование и анкетирование. Методы, которые позволяют не только выявить пробелы в знаниях, но и понять насколько сотрудники заинтересованы в углублении своих знаний и какие навыки они считают необходимыми для профессионального роста.
  • Анализ компетенций. Метод, который помогает определить насколько каждый специалист соответствует утвержденной по его должности модели компетенций.
  • Наблюдение и анализ результатов деятельности сотрудников. Наиболее долгосрочный метод анализа потребностей. Он позволяет заметить ошибки и нарушения, которые работник допускает в ходе работы, оценить уровень взаимодействия с коллегами и понять насколько рационально он расходует рабочее время.
Результаты анализа станут основой для понимания, какие знания должны получить ученики по итогу курса, а также какие навыки необходимо у них сформировать или улучшить для эффективной работы.

2. Изучение целевой аудитории




Как правило, только понимания того, что ваши ученики – ваши сотрудники, мало для создания качественных обучающих продуктов в компании. Невозможно создать онлайн-курс для всех, который смог бы обучить, например, представителей разных отделов, с равной степенью успешности. Тогда какой смысл создавать то, что окажется заведомо бесполезным и никому не нужным? Никакого.
Изучение целевой аудитории непростой, но необходимый шаг.
  • Сколько человек будут проходить обучение?
  • Какую должность они занимают в компании?
  • Каковы их демографические характеристики? (средний возраст, соотношение мужчин и женщин в группе, уровень образования, компьютерная грамотность и т.д.)
  • Есть ли у учеников предварительные знания по теме? Насколько хорошо они ими владеют?
Вопросов для анализа целевой аудитории может быть в разы больше. Но именно знакомство с учениками позволит вам правильно их замотивировать к прохождению курса и создать наиболее полезный образовательный контент.

3. Постановка целей и задач курса

Определив тему курса и оценив его целевую аудиторию, вы должны понять какую ценность обучающиеся смогут извлечь из него извлечь. Поэтому прежде чем перейти непосредственно к этапу разработки, важно четко обозначить цели курса. Они должны быть конкретными и понятными с самого начала.
Спросите себя: «Чему научатся сотрудники после окончания курса? Какие навыки они приобретут?»
Это поможет как вам, так и вашим сотрудникам. Вы поймете, какой контент необходим и как его организовать, чтобы получить необходимые результаты от e-learning. Обучающиеся получат полное представление о его важности для их профессионального роста и смогут сфокусироваться на достижении желаемого результата.
Не только курс в целом, но и каждый его раздел должен иметь четкую цель, которая, в свою очередь, разбивается на задачи. Каждая задача – это структурная единица, а её решение шаг достижению общей цели.
Определение соответствующих целей обучения может стать большой проблемой. Наиболее оптимальным является их установление в соответствии с критериями SMART:
  • Конкретная (specific): убедитесь, что вы можете ответить на вопросы: Кто мои ученики? Что будет достигнуто?
  • Измеримая (measurable): определите показатели, к которым вы стремитесь. Цифры и другие точные данные помогут измерить прогресс цели и оценить результаты.
  • Достижимая (attainable): убедитесь, что цели не только измеримы, но и достижимы. Не поднимайте планку слишком высоко.
  • Релевантная/актуальная (relevant): хорошая цель должна отвечать потребностям целевой аудитории. Определите, почему поставленные цели необходимы и стоит ли их достижение потраченных времени и усилий.
  • Ограниченная (time-bound): поставьте сроки для прохождения курса и оцените смогут ли учащиеся достигнуть цели к концу курса.

4. Отбор контента

После того, как вы поставили цель, самое время разобраться с наполнением будущего онлайн-курса. Не имеет значения, насколько хорошо разработан ваш курс, если контент, которым вы делитесь, не имеет ценности для вашей аудитории. Вот почему этот шаг так важен.
Вы должны взять проблему, которую вы определили в шаге №1, и найти информацию, которая конкретно её решает. Если вы - эксперт в этом вопросе, то подбор необходимых материалов не станет для вас затруднением. В противном случае вы можете обратиться к помощи экспертов со стороны.

5. Создание сценария курса



Когда у вас уже есть контент, необходимо понять, как его преподнести ученикам.

Продумайте логику и формат изложения материала. Лучший способ спланировать курс - записать каждый шаг, который обучающиеся должны сделать в хронологическом порядке, чтобы получить желаемый результат. Каждый шаг становится уроком в вашем курсе.

Определите тип контента. Комбинации текста, видео, изображений и скринкастов делают обучение привлекательными. Текстовый контент является важной и неотъемлемой частью онлайн-курсов, в идеале с набором рекомендаций для дальнейшего чтения. Но обучение только чтением не может считаться полностью эффективным. Поэтому простой способ сделать его более вовлекающим и полезным – включить визуальные ресурсы и интерактивные элементы. Они дополняют текстовую информацию, визуализируют её и облегчают процесс запоминания.

Определите длительность каждого занятия. Предоставляйте информацию в небольших количествах, опираясь на принципы микрообучения. Главная фишка – помещение изучаемого контента в рамки 10-15 минут. Такой подход помогает предоставить информацию в максимально сжатом виде, без лишней воды. А осознание, что учебный процесс займет несколько минут, позволяет людям легче его воспринимать.

Продумайте систему оценивания и обратную связь. Как правило, после изучения новой информации следует этап её закрепления и проверки. Основным инструментом для этого в электронном обучении являются тесты. Конечно, оценивание является необязательным элементом курса, но использование интерактивных викторин и рейтингов повышают вовлеченность обучающихся и эффективность обучения.

Определите условия, при которых прохождение курса считается успешным. ​Напишите все шаги, которые ваши сотрудники должны предпринять, чтобы завершить курс. Вы можете определить обязательное количество заданий и модулей для прохождения или количество правильных ответов в тесте, чтобы получить зачёт.

В результате этого этапа у вас получится готовая карта курса с набором теории и практики, чётко выстроенной структурой и соответствующей поставленным целям и задачам.

6. Оформление курса

Не забудьте, что внешний вид курса также имеет значение. Аккуратное и грамотно продуманное расположение контента, читабельный шрифт, цветовая палитра и единый стиль не только привлекают обучающихся проходить курс, но и помогают структурировать информацию, облегчить её восприятие и запоминание.

7. Размещение курса

Если ваша компания только начинает работать с электронным обучением, вам нужно определить площадку, на которой оно будет проходить. Это может быть платформа-агрегатор или отдельный корпоративный ресурс.
Чтобы правильно подойти к этому вопросу, подумайте о том, что подходит для вашей компании:
  • Сколько людей получат доступ к сайту/платформе с онлайн-курсом?
  • Как сотрудники смогут получат доступ к курсу: через устройства компании или собственные ПК и мобильные устройства?
  • Готово ли ваше оборудование, серверы и базы данных для внедрения выбранной технологии? и т.д.
Самым простым и удобным способом внедрения дистанционного обучения в компании является использование LMS. Её использование позволит вам автоматизировать множество функций, таких как приглашение, назначение курса и отслеживание результатов.

8. Пилотный запуск

Проведите пробный запуск курса, чтобы выявить неточности, протестировать систему и собрать обратную связь о полезности контента. В тестировании пилота могут участвовать как опытные сотрудники, так и новички, а также эксперты и методологи. Главное, чтобы количество «тестировщиков «было ограниченным.
Подготовьте критерии, по которым фокус-группа сможет оценить новый курс. Например, общее впечатление, соотношение текста и изображений, качество контента и практических заданий, формирует ли этот курс навыки для эффективной работы и т.п.
Отзывы пилотной группы станут основой для корректировки и доработки обучения перед финальным запуском.

9. Запуск и дальнейшая жизнь электронного курса



Когда курс протестирован и в него внесены все правки, пришло время для его публикации. Чтобы сотрудники узнали о нем, его ценности и прошли до конца, вы можете провести презентацию обучения или его рекламу внутри компании. Также не забывайте использовать e-mail рассылку, чтобы напоминать о новых уроках, вебинарах или изменениях в курсе.

Процесс создания онлайн-курсов занимает много времени и требует больших усилий. Но следует помнить, что ни один курс не может оставаться всегда востребованным. Поэтому не забывайте собирать обратную связь от обучающихся, чтобы всегда поддерживать обучение в актуальном состоянии и в соответствии с реальными потребностями вашей компании. 
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Подписаться
Вы подписаны
Теперь вы будете в курсе новых публикаций в блоге Лабмедиа!