Система электронного обучения e-learning: задачи и возможности

Постоянное развитие сотрудников, совершенствование их навыков — один из основных факторов успеха любой компании, особенно сегодня, когда все сферы бизнеса меняются и трансформируются. Добиться этой цели с минимальными финансовыми затратами помогает дистанционное обучение персонала, которое стало доступным, благодаря новым технологиям.

Что такое электронное обучение

Термином e learning, или электронным обучением, называют передачу знаний с помощью цифровых технологий, через интернет. Существует путаница между понятиями «дистанционное» и «электронное обучение». В практике корпоративного образования принято придерживаться следующей позиции:

  • Дистанционное образование не предполагает личного контакта преподавателя с учеником.
  • E-learning может происходить как полностью дистанционно, так и очно, но с использованием электронных и мультимедийных учебных материалов.

Таким образом, понятие e learning шире. Главная же его особенность — возможность получать необходимые для работы знания с помощью цифровых технологий.

Преимущества обучения e-learning

По прогнозам американского информационного агентства Business Wire, к 2024 году рынок корпоративного e learning, вырастет на более чем 38 млрд. долларов, продемонстрировав ежегодный рост в 11%. Такая востребованность объясняется преимуществами, которые дает компании дистанционное обучение персонала:

  • Занятия могут проходить в удобном для человека месте — он может учиться, например, дома в подходящее время.
  • Использование разных форматов подачи материала обеспечивает высокую вовлеченность в учебный процесс.
  • Дистанционное обучение сотрудников компании предполагает не только передачу теоретической информации, но и отработку знаний на практике с помощью тестирования и тренажеров.
  • Курс можно осваивать в удобном темпе, возвращаясь к непонятным темам или к отработке навыков.
  • С помощью e-learning можно одновременно обучать большое количество человек.
  • Обучение помогает работникам достигать высоких результатов, повышает их продуктивность и тем самым формирует лояльность к работодателю.
  • Современные форматы облегчают управление персоналом, формирование мотивации, работу hr специалистов, профессиональную переподготовку.

Кроме того, отлаженная система помогает создать сильную команду, повышая квалификацию и уровень знаний сотрудников, которые уже работают в компании, и являясь стимулом для привлечения новых.

Сложности обучения и как их избежать

Несмотря на достоинства, которые имеет дистанционное обучение персонала, у такого формата есть и некоторые минусы, которые, впрочем, можно преодолеть:

  • Необходимость в наличии технических навыков для работы в обучающих программах. Чтобы было проще освоить ПО, стоит выбирать простые, интуитивно понятные программы, а также готовить подробные инструкции по работе с ними.
  • Не все теоретические знания можно отработать на практике с помощью e-learning — например, не получится научить водить машину. Выходом может стать использование технологий виртуальной реальности, либо совмещенный формат, предполагающий теоретическое дистанционное обучение работников с очными практическими занятиями.

Могут возникнуть сложности не только технического, но и психологического характера. Так, не у каждого развиты навыки самодисциплины, чтобы самостоятельно получать знания и отрабатывать их на практике. Чтобы преодолеть это, компании предлагают мотивацию и выбирают программы, предполагающие чередование разных форм и методов, что помогает удерживать внимание.

Что важно учесть при разработке дистанционного обучения

Качественная учебная система базируется на следующих принципах:

  • Мультиформатность. Удержать внимание поможет комбинирование методов передачи знаний — видеолекций, тренажеров, интерактивных заданий и прочих.
  • Закрепление. Весь учебный материал стоит разделить на блоки, предлагая после каждого тестирование или упражнения на закрепление полученных знаний. Время для каждого блока — 20 минут. Именно столько взрослый человек может удерживать внимание и воспринимать информацию.
  • Персонализация. Не обязательно разрабатывать единую для всех учебную программу. Есть другой вариант, предполагающий адаптивность — изучение материала в удобном темпе, возвращаясь к одним темам и пропуская другие.
  • Геймификация. Мотивацией могут стать игровые элементы — например, начисление баллов за выполнение заданий или сюжет с персонажем, для которого нужно найти путь к победе.
  • Соревновательный элемент. Еще один стимул для повышения квалификации — сравнение своих показателей с другими студентами. Этот принцип может быть реализован в формате рейтинга или группового чата с общим подведением итогов.

Организаторам важно постоянно быть на связи с технической поддержкой и работать с ней в команде. Это поможет оперативного устранить неполадки, которые могут возникнуть при проведении занятий.

Как создать электронное обучение

Обучение e-learning требует серьезной предварительной подготовки и проработки — только в этом случае оно будет полезным. Процесс создания и внедрения можно разделить на этапы.

Создание программы

Структура обучения зависит от его целей и задач, а программа представляет собой пошаговый алгоритм движения к этой цели. Если в компании уже реализована корпоративная программа, необходимо адаптировать ее к онлайн-формату. Если она создается с нуля, потребуется разработка учебных материалов на основе экспертных знаний.

1) Выбор модели обучения:

  • Синхронная — все слушатели одновременно участвуют в мероприятии, например, в тренинге или лекции. Предполагается, что участники приходят на встречу в назначенное время — очно либо по ссылке, если мероприятие проходит в онлайн-формате.
  • Асинхронная — предполагает, что студенты могут проходить программу в удобном для них темпе. Например, они получают учебные материалы и должны пройти тестирование на их основе в рамках дедлайна, при этом темпы изучения предложенных материалов каждый выбирает сам.
  • Смешанная — содержит элементы синхронной и асинхронной моделей. Например, основы темы излагаются на лекции, а углубиться в нее с помощью дополнительных материалов и пройти тестирование студентам предлагается самостоятельно.

2) Выбор СДО. На рынке есть много как отдельных инструментов для электронного обучения, так и готовых систем с разным функционалом.

3) Создание курса, подбор материалов. Тип учебных материалов, которые потребуются, чтобы организовать электронное обучение e learning, зависит от выбранной модели обучения. Например, для синхронной модели необходимы лекции и презентации, для асинхронной — видеоуроки и разнообразие тестовых заданий.

4) Запуск. Все материалы загружаются на портал, устанавливаются дедлайны, после чего можно приглашать студентов и проводить инструктаж.

5) Для обеспечения эффективности курса важно отслеживать результаты и проводить мониторинг. Он предполагает анализ не только качества усвоения знаний (например, с помощью тестирования), но и уровня вовлеченности.

Кейсы

Проиллюстрировать форматы, цели и методы e-learning и дистанционного обучения можно с помощью опыта нашей компании «Лабмедиа», которая создает как отдельные инструменты для корпоративных занятий, так и готовые курсы.

Мотивационный портал Tele2

Яркий пример геймификации и использования социальных инструментов в обучении персонала. Цель разработки — мотивация персонала торговых точек, работающих по франшизе, на продвижение товаров компании и рост продаж. Основные элементы:

  • Мотивационные программы, предполагающие начисление бонусов за достижение сотрудниками личных показателей продаж. Бонусы можно потратить на покупку товаров из каталога призов.
  • Учебные материалы. За прохождение курса по теме, обучающийся сотрудник получает сертификат. Выбирать курсы можно самостоятельно на основе аналитики личных показателей.
  • Работа. Обучение проходит онлайн, при этом сотрудники продолжают выполнять свои рабочие обязанности в торговых точках.

Результатом пилотного запуска у участников программы стал 4-кратный рост выручки с продаж мобильных устройств по сравнению с работниками, которые не принимали участия в обучении.

Создание кадрового резерва для «ФосАгро»

Цель проекта— отбор среди старших школьников и студентов самых перспективных для последующего обучения и создания кадрового резерва компании. Система, реализующая одновременно дистанционное обучение и подбор персонала, создавалась на основе одного из продуктов «Лабмедиа» — платформы с геймификацией BoxBattle*. Основные элементы:

  • Формирование узнаваемости бренда и лояльности к нему с помощью взаимодействия с аудиторией в социальных сетях.
  • Интеллектуальные онлайн-поединки для выявления самых вовлеченных участников.
  • Квесты для развития Soft Skills, важных для отрасли.
* Проект реализуется с участием поддержки Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям)

Адаптационный курс для НЛМК

Курс, реализующий дистанционное обучение и управление персоналом, главная цель которого — знакомство новых сотрудников с предприятием, их адаптация и возможность обучаться без отрыва от работы. Представляет собой образовательный комплект курсов из трех категорий:

  • История и структура компании.
  • Производственные процессы и контроль качества.
  • Охрана труда.

Итог прохождения каждого курса — тестирование для оценки уровня усвоения информации. Результатом программы стало знакомство с предприятием в первый же день работы, причем для этого новым сотрудникам не потребовалось ехать в обучающий центр компании.

Курсы «Путеводитель по закупкам» для МТС

Цель — сформировать общее представление о работе отдела закупок МТС для клиентов, пользующихся им.  Курс разработан на основе сказочного сюжета, создан в мультипликационной графике с элементами русских сказок и настольной игры. Прохождение всех ее этапов помогает понять работу отдела закупок.

Взрывной рост электронное обучение продемонстрировало в пандемию, когда компании переводили персонал на удаленную работу, а для поддержания мотивации проводили корпоративные занятия. Этот опыт оказался положительным, а с учетом постоянно меняющихся условий во всех отраслях, совершенствование профессиональных навыков сотрудников необходимо для любой компании. Дистанционное обучение помогает решить эту задачу, одновременно поддерживая мотивацию, без серьезных финансовых затрат и с высокой продуктивностью.


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Подписаться
Вы подписаны
Теперь вы будете в курсе новых публикаций в блоге Лабмедиа!