Создание электронного курса «с нуля»: от идеи и концепции до оформления и продвижения
Электронный курс освобождает от необходимости организовывать регулярные лекции и семинары для обучения сотрудников. Это тот случай, когда можно один раз потратить больше времени и денег, но потом экономить на актуализации знаний коллектива.
В этой статье разберём, что собой представляет электронный курс и какие шаги нужно пройти, чтобы создать грамотный образовательный продукт.
Электронный курс: суть, цели и сферы применения
Определимся, что именно мы будем называть электронным курсом. Это учебный структурированный материал в специальном формате, который предназначен для самостоятельного обучения, закрепления навыков и контроля знаний. От обычных бумажных самоучителей курс отличает то, что пользователь изучает его дистанционно, с использованием специальных платформ. Чаще всего для такого обучения необходим доступ в интернет.
Формат электронного курса удобен в первую очередь для корпоративного обучения, но его также могут использовать преподаватели, студенты, учителя и ученики образовательных учреждений. Таким образом человек может изучить свои рабочие задачи, разобраться в теории по Soft Skills, пройти инструктаж по технике безопасности и даже повысить своё литературное мастерство.
Кто создаёт электронный курс
Разберём на примере. Алексей – частный мастер, он сам конструирует и создаёт деревянную мебель под заказ. Ведёт свой блог, рассказывает о работе по дереву. Подписчики задают массу вопросов о технологии обработки древесины, и у Алексея появляется идея сделать свой курс. Он подбирает материал, создает контент на основе собственного опыта, определяет способ подачи и контроля знаний. В этом случае сам мастер – автор и создатель курса.
Изменим ситуацию. Теперь Алексей – владелец строительной фирмы, и перед ним стоит задача обучать новых сотрудников технологии работы по дереву. Он хочет сделать эффективный продукт и подключает команду по разработке электронного курса. В неё могут входить:
- эксперт;
- методист;
- разработчик;
- дизайнер;
- иллюстратор;
- тестировщик;
- корректор или редактор.
На практике один сотрудник может выполнять как одну, две, так и все функции перечисленных специалистов. Важно, чтобы этот человек знал, как грамотно создать онлайн-курс и на какие вопросы найти ответы в первую очередь.
Основы и особенности создания электронных курсов
Как создать интересный электронный курс, если, кроме желания поделиться знаниями, никаких наработок нет? Начать с плана – перечислить и детализировать этапы работы.
- Идея и определение потребностей.
- Анализ целевой аудитории.
- Цели и задачи.
- Подготовка сценария.
- Создание материала в заданных форматах (статьи, диалоговые тренажеры, видеоуроки, онлайн-тесты, квесты и иные элементы геймификации).
- «Запаковка» содержимого в соответствии со структурой в требуемый формат (SCORM, Tin Can и др.).
- Тестирование, выявление «багов» и недочётов, пилотный запуск.
- Обратная связь.
- Запуск.
Рассмотрим подробнее, как сделать свой курс обучения онлайн в соответствии с приведенными выше этапами.
Шаг 1. Идея и потребности
Идея блогера – сделать курс, чтобы получить прибыть от его продажи. Идея руководителя компании – создать курс, чтобы закрыть пробелы в знаниях подчинённых. Оба варианта отвечают на потребность потенциальных пользователей в новой информации. Если такого запроса нет, то и профессионально созданный курс останется либо невостребованным, либо его прохождение не приведёт к ожидаемым результатам.
Потребность в обучении может быть индивидуальной и организационной. В первом случае человек знает, что ему не хватает знаний, компетенций или навыков. Он сам стремится к обучению ради достижения внутренних и внешних целей.
Пример внутренних целей |
Пример внешних целей |
1. Оптимизировать свой рабочий процесс 2. Научиться делать что-то лучше 3. Стать профессиональнее 4. Двигаться по карьерной лестнице 5. Увеличить доход |
1. Завоевать уважение руководителя 2. Получить признание коллег, друзей и родственников |
Организационная потребность – необходимость обучить группу людей, повысить квалификацию коллектива ради общих целей компании.
Определить необходимость обучения в компании можно тремя основными методами.
- Наблюдение. Можно наблюдать за сотрудниками, оценивать, насколько эффективно они справляются со своими должностными обязанностями, и с чем именно у них возникают проблемы.
- Опросы и анкетирование. Организаторы обучения собирают информацию непосредственно от тех, кто будет учиться. Так можно узнать, каких именно знаний и навыков не хватает сотрудникам, с чем они испытывают затруднения, какие технологии у них вызывают проблемы.
- Экспертные оценки. Здесь потребуется привлечь внутренних (руководители структурных подразделений) или внешних экспертов (люди, добившиеся определенного успеха в той или иной области, преподаватели вузов, аналитики и пр.). Экспертные оценки получают с помощью интервью, работы с фокус-группами, на совещаниях.
Если необходимость обучения подтвердилась, можно переходить к следующему шагу. А можно немного задержаться и изучить опыт конкурентов и крупных международных компаний. Это даст подсказки, как сделать онлайн-курс «с нуля» актуальным и полезным.
Шаг 2. Анализ целевой аудитории
От того, кто будет выступать в роли учеников, и от их потребностей зависит не только содержимое учебной программы, но и способ подачи, формат материала, варианты доступа к контенту. Например, для бухгалтеров это может быть большой послайдовый курс, который можно проходить только на рабочем компьютере. А для курьеров – серия коротких видеороликов для мобильной платформы.
Учитывайте возраст, интересы, возможности и географию целевой аудитории. К курсу для сотрудников крупной компании в Москве требования будут выше, чем в небольшом городе. Это касается и контента, и оформления, и технических решений.
Шаг 3. Цели и задачи курса
Цель – это то, ради чего ученик захочет учиться. Цель должна быть предельно конкретной, понятной всем обучающимся, достижимой и важной. Если нет цели, то никакой мотивации для учебы не будет – загрузка контента на LMS-платформу окажется пустой тратой времени.
Вот примеры «хороших» целей:
- Получить навыки разработки консольных приложений на языке C, C++.
- Научиться управлять эмоциями при общении с недовольными клиентами по телефону.
- Изучить принципы работы с системой КЭДО для автоматизации работы с кадровыми документами на предприятии.
Задачи – это шаги, которые необходимо пройти ученику для достижения цели. Например, в курсе по принципам работы с КЭДО для автоматизации кадровых процессов потребуется изучить способы согласования документов (последовательные, параллельные маршруты), варианты настройки уведомлений и пр. Все эти моменты можно выделить в отдельные задачи со своими треками. И о них можно начинать рассказывать перед каждой главой (треком, материалом).
Если автор идеи планирует обратиться за разработкой курса к специалистам, на этом этапе стоит заполнить бриф для создания электронного курса (brief). По информации в брифе, как минимум, можно будет назвать стоимость и сроки работ. От правильно заполненного брифа зависит, насколько качественным, ёмким, удобным и эффективным будет готовый продукт.
Опытный организатор обучения на этапе брифа уделяет особое внимание формулированию целей и задач. Если нужно создать не информационный, а мотивационный или тренинговый онлайновый курс, это стоит заложить в целеполагание.
Цель мотивационного курса – повысить мотивацию сотрудников для более качественного выполнения работы, побудить изменить отношение к чему-либо. Тут хорошо работает использование персонажа и сторителлинга.
Курсы-тренинги предназначены для повышения уровня навыков, например, Soft Skills. Идея в том, чтобы погрузить ученика в условия, максимально приближенные к реальным, и последовательно показывать, как можно решать те или иные задачи более эффективно. В таких курсах важно указывать на ошибки, результаты неэффективного подхода к решению задач, давать обратную связь.
Шаг 4. Подготовка сценария
Создать онлайн-курс и запустить его без сценария практически невозможно. Сценарий – это детальное описание будущего продукта. Сценарист или методолог определяет количество и порядок тем, модулей, готовит текст, описывает технические решения, подбирает способы контроля знаний.
В результате работы сценариста появляется учебная программа, последовательность блоков информации с задачами для всех остальных специалистов: дизайнеров, иллюстраторов, разработчиков.
Шаг 5. Создание материала
То, из чего состоит курс: текстовые документы и блоки, графика, таблицы, аудио, видео, интерактивные элементы, диаграммы, презентации, вопросы и ответы.
Члены команды разработки выполняют свои задачи: дизайнеры и иллюстраторы готовят визуальный контент, операторы вместе с режиссёром записывают видео, моушен-дизайнеры анимируют иллюстрации, а разработчики и программисты объединяют это в исходный файл курса. Всё происходит в соответствии со сценарием.
Ход разработки нужно контролировать, следить, чтобы все участники команды выполняли свои задачи вовремя. Часто этапы разработки зависят друг от друга, и чтобы ничего не упустить, руководителю проекта нужны специальные инструменты. Одним из самых удобным мы считаем автоматизированную диаграмму Ганта. Другой вариант – дорожные карты (roadmap) позволят всем членам команды понимать своё место в проекте.
Подбирать или создавать материалы, чтобы делать хорошие курсы, можно и самостоятельно, если есть не только доскональные знания в области, но и навыки графического дизайнера, методиста, администратора, преподавателя. В остальных случаях следует обращаться к экспертам, специалистам выбранной платформы (LMS-системы).
Элементы геймификации в курсе
Если автор курса хочет, чтобы его курс проходили не столько по принуждению, сколько по желанию, он должен подумать о вовлечении и мотивации пользователей. Как сделать онлайн-курс «с нуля» увлекательным, подскажут специалист по геймификации.
Геймификация – внедрение элементов игры в образовательный процесс. Это не полноценная обучающая игра, а лишь игровые элементы. Например, в продукте Вовлекай от Лабмедиа реализованы следующие элементы геймификации:
- Квесты с треками для порционной подачи материала и отслеживания собственного прогресса.
- Интеллектуальные поединки – тестирование один на один с другим сотрудником или ботом.
- Турниры – тестирование между командами.
- Осада башен – тестирование в однопользовательском режиме.
- Очки, достижения, рейтинги для здоровой конкуренции и повышения мотивации персонала при обучении.
Сделать самостоятельно электронный курс «с нуля» с элементами геймификации можно, но это сложно, трудоёмко и долго. Лучше воспользоваться готовым решением.
Шаг 6. Оформление курса в требуемом формате
Формат – это стандарт, модель объектов контента. Она обеспечивает взаимодействие LMS и обучающихся так, как это задумано автором. К основным форматам относят следующие:
- SCORM (Sharable Content Object Reference Mode) – набор стандартов и спецификаций для LMS, разработанный в 1999 г. Универсальный популярный формат с набором возможностей: сбор статистики, создание базового контента, публикаци материалов на разных платформах. Здесь не возникнет проблем с тем, как сделать обучающий курс онлайн на основе файлов разного формата
- Tin Can (xApi) – набор спецификаций с расширенной информацией о процессе обучения. Можно отслеживать успехи ученика, получать детализированную статистику, создавать обучающие симуляторы. Обучение можно проводить как онлайн, так и в офлайн-режиме.
- CMI5 – формат курсов, нивелирующий некоторые минусы двух предыдущих стандартов. Доступен для пользователей с 2016 г. Пока что спросом не пользуется, поскольку авторы предпочитают универсальные SCORM, реже – Tin Can.
Шаг 7. Тестирование и пилотный запуск
Есть два варианта загрузки контента на LMS:
- В виде готового онлайн-курса в формате SCORM, Tin Can или CMI5.
- В виде отдельных текстовых, аудио- и видеофайлов. И на самой платформе формировать из них онлайн-курс.
После загрузки курса на платформу подключается тестировщик и проверяет курсы на наличие ошибок, логических «дыр» и пр.
Есть мнение, что оценивать курс должны те, кто будет учиться. Поэтому для тестирования можно сформировать фокус-группу. Это сотрудники, которые пройдут обучение и укажут на недостатки. На основании выводов и оценок фокус-группы команда разработки вносит корректировки.
Пилотный запуск – первый запуск с практической целью. В отличие от тестирования цель пилотного запуска – узнать, насколько эффективен созданный продукт, как сотрудники усваивают материал, какие статьи или инструкции, треки, тесты вызывают больше всего затруднений и почему.
Шаг 8. Обратная связь
Это метод оценки, который можно получить просто и быстро в отличие от, например, измерения рабочих показателей или оценки сокращения времени на определённые задачи.
Собрать обратную связь можно по-разному:
- комментарий через специальную форму в самом курсе или на платформе;
- оценка курса по 5- или 10-бальной шкале с последующим формированием рейтинга курсов платформы;
- устный опрос;
- письменное или автоматизированное анкетирование.
Главное на этом этапе – получить от сотрудников информацию, которая поможет авторам и разработчикам в будущем исключать ошибки при подаче учебного материала и учесть пожелания учеников.
Шаг 9. Запуск курса
Мы поговорили о том, как сделать онлайн-курс. Теперь расскажем, как его запустить на примере корпоративного обучения:
Донести до сотрудников важность обучения. Определить цели и задачи, указать на выгоды, которые получит каждый сотрудник от прохождения курса.
Обозначить формат доступа к контенту. Он может быть бесплатный для сотрудников компании, условно-бесплатный, платный (для коммерческого продукта).
Зафиксировать сроки обучения. Можно подготовить рекомендованное расписание. Если в курсе есть проверка заданий экспертом – указать срок сдачи.
Дать пошаговые инструкции. Подсказать, какие шаги нужно сделать для подготовки к комфортному обучению. Например, проверить и обновить браузер.
Отправить напоминания о дате старта обучения. Если в курсе планируется мотивация через соревнование, нужно выполнить формирование команд, групп прежде, чем запускать обучение.
Запускаться курс может в отложенном режиме, например, через месяц после его разработки и загрузки. У запущенного курса имеется «время жизни», после чего информация в нём устаревает, и требуется или редактирование, актуализация сведений, или его дополнение с учётом внешних факторов, например, изменения в ТК РФ или выход новой версии бухгалтерского ПО.
Платформа «ДелайКурс» от Лабмедиа
Попробуйте сделать курс с нейросетью в качестве помощника. Подскажет, как составить тест, подберёт нужные формулировки, нарисует картинки, даже найдёт недостающий материал – это все платформа «Делай Курс» от Лабмедиа!
Создайте свой первый курс бесплатно в демоверсии конструктора курсов для вашего бизнеса. Наши специалисты гарантируют техническую поддержкой и выделенное место на облачном сервере. С тарифами на полный доступ к инструменту можно ознакомиться на сайте проекта.
* Проект реализуется с участием поддержки Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям https://fasie.ru/)