Геймификация: перевод бизнеса в игровую форму
Играть на рабочем месте – это законно? Да, если это геймификация – применение игровых механик в неигровом контексте. Она стала трендом в образовании и воспринимается многими, как увлекательная игра с поощрениями и наказаниями. Но есть важное отличие: геймификация направлена не на развлечение, а на решение бизнес-задач, «устранение багов» в системе, например:
-
В маркетинге. Повышает уровень обслуживания клиентов, а значит, и лояльность к бренду;
-
В продажах. Рекламные квесты способны поднять средний чек, привлечь и удержать покупателей, создать мощную волну «сарафанного радио»;
-
В HR. Облегчает процедуру подбора персонала.
- Кандидатам предлагается пройти квест или тест, а HR-специалисту остается изучить рейтинг, отобрать достойных и пригласить их на очную беседу;
- Ускоряет адаптацию. Новички быстрее вливаются в работу, а успешность адаптации снижает текучку и сокращает расходы на поиск работников;
-
В E-Learning. Повышает внутреннюю мотивацию персонала к обучению. Игры упрощают восприятие информации и её запоминание, становятся площадкой для дистанционного обучения и отработки полученных знаний.
Основные игровые механики для геймификации рабочих процессов
Компьютерные игры сравнимы с зависимостью: азартные люди склонны проводить в них долгие часы и даже отказывать себе в еде и отдыхе. Причина такой увлеченности процессом состоит в сочетании целого ряда игровых механик. Они же используются и для решения бизнес-задач:
-
Персонаж и его «прокачка». Стимулирующий элемент, который используется в сочетании с присвоением званий и бейджей за достижения;
-
Уровни и статусы. Переход на следующую ступень, получение нового задания-вызова подталкивает пользователя быть активным. Механика, подходящая для адаптации, продвижения по карьерной лестнице и вовлечения в обучение;
-
Награды. Потратив 10-15 минут на звонок клиенту или заполнение бумаг, человек получает маленькое, но приятное поощрение. Это стимулирует рост производительности труда и снижает прокрастинацию;
-
Обратный отсчёт и тайминг. Некоторые задачи актуальны в короткий промежуток времени. Эта механика заставляет сотрудников не откладывать решение вопросов на неопределенный срок.
-
Рейтинги. Своеобразная «доска почета», где пользователь занимает позицию, заслуженную по итогам работы за месяц. Отличный способ отслеживания собственного прогресса, прогресса коллег и создания здоровой конкуренции в коллективе.
Плюсы и минусы геймификации
Внедрение геймификации имеет много положительных сторон:
-
Мотивирует персонал. Взрослые – большие дети, поэтому игрофикация привлекательна для многих работников. Наличие системы наград подталкивает их к покорению новых высот;
-
Геймификация применима для большинства бизнес-процессов: от производства болтов и гаек до их продаж и не только;
-
Создает реальные ситуации в виртуальной среде. Игрок проходит тренировку в приложении перед встречей с рабочей задачей в жизни. С пользой для себя, без вреда для окружающих.
-
Развивает корпоративную культуру и сплоченность команды. Игровые приёмы помогают привить корпоративные ценности, а онлайн-режим позволяет проводить соревнования между филиалами или подразделениями одной компании, что объединяет коллектив на борьбу против «конкурентов».
-
Упрощает процедуру контроля и оценивания. Оценка эффективности работников HR-службой проходит без особых временных затрат и стрессов.
-
Есть возможность использования лайт-версии игры без крупных финансовых вложений в графику, множество механик и персонажей.
-
Требует масштабной предварительной работы по сбору задач компании, её потребностей, характеристик команды и интересов.
-
Не востребована коллективом, если нарушаются условия труда, либо не учитываются его интересы. Работники возраста 50+ вряд ли будут заинтересованы в прохождении игры, основанной на сюжете молодежного научно-фантастического фильма.
-
Специфика определенных профессиональных областей, где результативность не измеряется числами, вызывает сложности для включения в них игрофикации (творческие профессии и креативные направления)
-
Геймификация с качественной графикой и набором разнообразных механик требует серьёзных затрат.
Как запустить геймификацию в бизнесе
Благодаря геймификации в организации рабочие обязанности включаются в игровой процесс, и между ними соблюдается баланс. Менеджер сделал звонок – получил бонус, провел время за обучением – открыл следующий уровень.
Чтобы эта технология исполнила своё предназначение, при её создании необходимо:
-
Определить задачи, которые требуется решить: обучение персонала, контроль над их деятельностью, повышение мотивации и другие;
-
Оцифровать задачу по модели SMART: она должна быть измеримой, выполнимой и соответствовать должностным обязанностям. Например, миссией для отдела продаж станет увеличение объема продаж на 10-20%, более высокие цифры могут оказаться невыполнимыми;
-
Определить формат геймификации: работа команды происходит в привычном режиме, но с новыми элементами учета и поощрения, или в формате с полным погружением в игровую среду, разработкой уникальной корпоративной культуры;
-
Продумать игровую среду, с учетом идей и ценностей организации: фантазийный или реальный мир, сюжет известного фильма или онлайн-игры, которой увлечены сотрудники компании;
-
Продумать механики. Особенно важно это для тренажеров и симуляторов.
Все материалы передаются разработчику, который добавляет интерактивности, развивает идею и воплощает её в виде приложения.
Кейсы геймификации «Лабмедиа»: примеры игр для сотрудников крупных компаний
Геймификация рабочих процессов. Game of Homes для Банка Хоум Кредит
Игрофикация для Банка - не новшество. На основе ранее существовавшей игры была создана новая игровая вселенная по мотивам известного ТВ-сериала с программой мотивации и прозрачной системой оценки эффективности для повышения вовлеченности сотрудников.
Локация. Королевство «Банк Хоум Кредит», которое делится на дома и фракции (филиалы). Противостоит ему Королевство «Зима» и его подданные – ходоки.
Прокачка персонажа. За успешное прохождение блиц-опросов (бои с ходоком), личных заданий игрок получал вознаграждение. Провал – изгнание из Королевства в статусе «одичалого».
Система обещаний. Игрок ставил перед собой обещания, связанные с его обязанностями. Выполнил обещание – получил награду – потратил в виртуальном или реальном мире.
Возможность обучения и получения необходимой для работы информации в «Цитадели знаний»
Ивенты. Проведение сезонных квестов и состязаний между сотрудниками на знание продуктов и услуг банка.
Геймификация в управлении персоналом. Симулятор ПИКов в Burger King
Руководство компании трепетно относится к репутации и старается удерживать уровень обслуживания на высоте даже в часы большого наплыва клиентов. Поэтому новички обучаются на симуляторе ПИКов, который позволяет
-
отработать скорость принятия решений в сложных ситуациях;
-
отработать приемы ускорения обслуживания;
-
оценить ориентировочное время выполнения различных процессов.
Симулятор выдает случайный набор условий, поэтому каждое прохождение – увлекательный квест, подготавливающий работников к реальным жизненным ситуациям.
Применение геймификации в обучении. Технология продаж в магазине М.Видео
Руководство торговой сети считает, что умение продавать товар – это не дар, а навык, который возможно развить. «Мы научим вас продавать в любых обстоятельствах!» - так гласит девиз игры.
Игрок – продавец одного из отделов магазина. Его цель – совершить как можно больше удачных продаж в течение рабочего дня, взаимодействуя с 20-ю типами клиентов, каждый из которых обладает своим характером, подходом к оценке товаров и набором возражений.
Внедрение геймификации превращает рутинные процессы в увлекательный квест, в который постепенно включается вся команда. Это ведет к отказу от жесткого контроля премирований и наказаний – сотрудники сами создают себе «карму» и выбирают варианты поощрения. А это ключ к повышению продуктивности команды.